Войти/Зарегистрироваться
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Интернет-издание для профессионалов
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Топ-5 компетенций руководителя сегодня

07.09.2023
#рынок труда
#рекрутинг
Ирина Ульянова, консультант по организационному развитию, о самых важных навыках эффективного менеджера

От личных и профессиональных качеств руководителя зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Какими компетенциями должен обладать лидер компании, чтобы эффективно управлять командой в текущих условиях, рассказала ​​Ирина Ульянова – консультант по организационному развитию, бизнес-тренер, (ex)HRD федеральных компаний, профессиональный переговорщик.

1. Масштабное видение

Мир меняется со стремительной скоростью, поэтому консервативная система взглядов и жестких рамок руководящего состава будет скорее мешать и тормозить развитие компании. Что же такое «масштабное видение», из каких навыков оно складывается?

Умение смотреть за пределы привычной реальности и создавать новое в обыденном

Можно сказать, что это способность не только замечать тренды текущего дня, но и прогнозировать, как они отыграются спустя некоторое время. Смелость видеть перемены и смотреть на них с любопытством помогут вывести бизнес на новый уровень, а в некоторых случаях — даже спасти от банкротства.

Умение видеть картину целиком, понимать влияние действий сегодня на результат в долгосрочной перспективе

Как в шахматах: великим станет тот руководитель, который просчитает несколько шагов вперед и будет готов к последствиям каждого принятого и отвергнутого решения.

Умение замечать изменения внешней системы и адаптировать работу команды под них на ранних этапах

Скорость адаптации сейчас решает все. Конечно, не стоит торопиться и пропускать этап взвешенных решений. Считать нужно — нельзя откладывать внедрение изменений. Этот процесс требует времени, физической, технической и психологической готовности команды: чем раньше начнете, тем быстрее получите результат.

2. Принятие нестандартных и непопулярных решений

Изменяющаяся среда с десятками неизвестных диктует свои правила. Как раньше — не работает, а как по-новому — непонятно. Именно поэтому руководящему составу необходимо освоить следующие навыки.

Умение принимать сложные решения

Трудные ситуации могут возникать из-за необходимости внедрять изменения, разбираться в чем-то новом или причинять эмоциональную боль людям, которые работают в компании.

Психика человека больше всего на свете боится неопределенности. В период хаоса на руководителя ложится большая ответственность — создавать островок безопасности для своих сотрудников и организации в целом.

Умение доносить решения до руководящего состава, коллег и сотрудников

К новаторским идеям или эмоционально сложным решениям всегда относятся скептически. Руководителю необходимо научиться аргументировать свое мнение таким образом, чтобы затрагивать и умы, и сердца. Чем точнее обоснование, тем проще заручиться поддержкой сотрудников подразделения или компании в целом для их внедрения.

Умение выдерживать негативный эмоциональный фон на этапе сопротивления изменениям и любые последствия, связанные с решениями

Нестандартные и непопулярные резолюции всегда идут рука об руку с повышенным эмоциональным фоном. Прежде чем получить результат и подтвердить верность своего решения, управленцу придется столкнуться с саботажем, слезами, агрессией, иногда даже угрозами и шантажом. Такова природа человека: он хочет стабильности. Это иррациональное животное желание, управлять которым крайне сложно.

Руководителю жизненно важно быть в контакте со своими эмоциями и уметь выдерживать негатив в период изменений, а также в случае, если принятое решение оказалось ошибочным и вместо успеха принесло убытки и разочарование. Сейчас именно такое время: прогнозы работают в искаженном режиме, и «подстелить соломку» практически невозможно.

3. Переговоры

Коммуникация — главный инструмент во все времена. Но именно сейчас, в изменяющемся мире, он становится еще ценнее. В периоды хаоса рациональная система вместе с холодным рассудком чаще всего покидает сознание людей, и возвращать их и себя к адекватности — важнейшая компетенция. Она включает целый ряд навыков.

Умение доносить свою точку зрения без искажения смысла

Ответственность за то, как нас поняли, лежит на наших плечах, поэтому руководителю необходимо учиться разговаривать на языке собеседника. Люди чаще всего склонны либо к рациональности и структурности, либо к эмоциональности и метафоричности. Управленцу важно осознавать, какой инструмент ему дается проще всего, и освоить параллельную реальность, иначе 50% сотрудников его просто не будут понимать.

К этому же умению относится понимание эмоционального состояния человека. От него зависит, как именно сидящий напротив коллега поймет смысл сказанного. Говорить на языке собеседника в подходящий момент — залог успеха руководителя в текущее время.

Умение слышать истинные слова переговорного партнера

Это практически навык переводчика, который способен за эмоциональным окрасом и специфичной формой изложения видеть истинный смысл.

Руководящему составу важно научиться слышать эти смыслы, но не попадать в захваченность, трезво оценивать свое состояние и готовность идти на диалог прямо сейчас.

Умение договариваться о наилучшем варианте для всех участников переговорного процесса

Известная стратегия win-win сейчас нужна нам как никогда прежде. Дело в том, что забота об интересах всех участников коммуникации прокладывает мостик к долгосрочному сотрудничеству, открытому диалогу и готовности к смелым совместным решениям. Это влияет и на результаты компании, и на ее репутацию.

4. Стрессоустойчивость

Вся наша жизнь стала такой проверкой на стрессоустойчивость. Это не какой-то врожденный талант или способность отключаться от всего происходящего, а вполне измеряемая компетенция, которую можно оценить по следующим навыкам.

Умение выдерживать физическую, психологическую и эмоциональную нагрузку

Во времена удаленки и неопределенности на управленцев ложится большая нагрузка. Есть много талантливых руководителей, которые не справились с информационным и эмоциональным потоком и вместо блестящих карьерных результатов нашли себя в неврозе и апатии. Необходимо учиться выдерживать нагрузку, осознавать, где ваш предел, и своевременно давать себе время для восстановления.

Умение сохранять холодный рассудок в процессе работы и переговоров

Известно, что эмоциональная и рациональная системы одновременно работать не могут. И все любители слез, истерики и гневных припадков не в цене в текущий период времени. Управленцам, которые хотят быть востребованными в найме, придется учиться держать голову в холоде. Это не мифический единорог, а вполне реальные техники из курса эмоционального интеллекта. Освоить их может абсолютно каждый человек, если есть желание.

Умение экологично для себя и окружающих снимать стресс и эмоционально разгружаться

Нашей нервной системе необходима периодическая перезагрузка. Если раньше можно было сбрасывать напряжение и переключаться во время отпуска 2 раза в год, то теперь этого недостаточно. Слишком много изменений, эмоций и переживаний: психика не успевает самостоятельно перерабатывать такие скорости. Она привыкла к другому темпу. Необходимо помогать нервной системе снимать стресс экологично для себя, коллег и близких.


5. Ответственность

Основополагающая компетенция руководителя, без которой нельзя обойтись ни в одни времена, сейчас становится еще более актуальной. Разберемся, из каких навыков она состоит.

Умение видеть причинно-следственные связи

Сейчас так легко переложить ответственность за результаты и их отсутствие на внешние факторы! И тем ценнее становятся управленцы, которые понимают свою часть влияния на происходящее в компании. Быть посредником между внешним миром и внутрикорпоративным — важная задача, которая выходит на первый план.

Умение нести ответ за действия и бездействие себя и своей команды

Способность отвечать перед собственником или акционерами бизнеса, клиентами компании, коллегами из других подразделений, своими сотрудниками и быть при этом устойчивым и уважительным — необходимость настоящего времени. Выдержать такую эмоциональную нагрузку в эпоху перемен под силу не каждому. Тем стремительнее карьерный рост у тех управленцев, которые могут это делать.

Умение выдерживать последствия принятых и непринятых решений

В текущей жизни слишком много переменных, и прогнозы не всегда оказываются верны. Мы ошибаемся чаще, чем в периоды стабильности, и наблюдаем последствия собственных решений с грустью и сожалением. Управленцы, которые способны продолжать работу после неверных выводов или промедления, будут востребованы ближайшие годы и приведут корпоративные команды к новым вершинам, несмотря на сложность и турбулентность настоящего времени.


Об актуальных методах привлечения и удержания сотрудников читайте в журнале HR-мудрость за 2 квартал 2023 года "Пересборка рекрутинга"

  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...

HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.

Сетевое издание «HR-мудрость»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна