Войти/Зарегистрироваться
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Интернет-издание для профессионалов
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Сотрудники в стрессе. Как распознать и чем помочь?

16.05.2023
#личная эффективность
Рекомендации Юлии Карасевой, основателя и генерального директора Inbalansy


Юлия Карасева

Основатель и генеральный директор 

Inbalansy

Inbalansy предоставляет услуги в области Well-Being (рус. благополучия) и HR-консалтинга (рус. консультирование в сфере управления персоналом) для российских и иностранных компаний. 

Стресс и ранее стабильно занимал первые места в списках сложностей сотрудников, очевидно, что ситуация с пандемией и экономической нестабильностью усугубила ситуацию. По результатам опроса «Работа.ру» и «СберЗдоровье», более 50% россиян испытывают постоянный стресс на работе. 

Что вызывает такой стресс у сотрудников? Как распознать признаки стресса и что поможет работникам восстановиться, рассмотрим в данной статье. 



Стресс у сотрудников: рабочая среда

Выделяют типичные триггеры, то есть факторы, которые запускают стрессовую реакцию у сотрудников. Среди них следующие 24 пункта: 

1. Слишком высокая нагрузка

2. Слишком низкая нагрузка

3. Скука от рутинных задач

4. Сложные, непонятные задачи

5. Недостаточные ресурсы для выполнения работы

6. Физическая обстановка (свет, температура и т.д.)

7. Психологическая обстановка (неприемлемое поведение, травля, унижение)

8. Переработки, недостаточно перерывов и отдыха 

9. Сложность с тем, чтобы справиться с работой и личными делами, найти баланс

10. Конфликт интересов с другими сотрудниками или разными аспектами в работе 

11. Коммуникация (рус. общение) не предполагает открытое обсуждение сложностей

12. Пробелы в понимании задач на своей должности 

13. Незнание политик и процедур компании

14. Недостаток обратной связи от руководителя и коллег

15. Слишком много комментариев по работе

16. Слишком сильный контроль 

17. Недостаточно поддержки от коллег и руководства 

18. Мало возможностей для развития и карьерного роста 

19. Недостаточно информации или возможности ее получить

20. Враждебная или конфликтная рабочая среда

21. Недостаточность коммуникации в период изменений

22. Страх потерять работу

23. Неэффективное планирование, прогнозирование

24. Мало информации и обучения по новым процессам, изменениям 


Это основные факторы, которые вызывают стресс и могут быть продиктованы организационной структурой, корпоративной культурой, стилем руководства, политикой менеджмента, подходом к коммуникации (рус. взаимодействию) и отношением к работе самого сотрудника. В целом, вызывают стресс полярные факторы, например, много рутины в работе – стресс, обилие задач, которые являются вызовом, тоже могут рождать напряжение. При этом есть отдельные специфичные факторы, которые могут быть продиктованы сектором бизнеса и ситуацией в конкретной компании.

В период пандемии, когда ряд бизнесов испытывал напряжение из-за ухудшения экономической ситуации, некоторые компании наблюдали развитие и рост, который отчасти сопровождался стрессом в том числе. В одной из строительных компаний в связи с ростом продаж ряд сотрудники отделов по работе с клиентами, доставки испытывали стресс.

Руководство компании приняло решение изучить факторы, которые вызывали такое напряжение, и поддержать сотрудников. Для этого были использованы такие методы, как интервью, опросы, проведение вебинаров и психологическая поддержка. Помимо этого были изменены некоторые бизнес-процессы и подход в распределении задач внутри отделов. В течение нескольких месяцев ситуация выровнялась, что позволило избежать излишней текучести персонала и снижения показателей бизнеса из-за рисков, связанных с работой персонала. 

Важные признаки стресса

Особое внимание компании уделяют поддержке руководителей в вопросах управления командой в ситуации изменений, неопределенности и стресса. Менеджмент компаний учится мониторить (рус. систематически наблюдать) и распознавать признаки стресса у сотрудников, чтобы суметь вовремя отреагировать, оказать поддержку или направить сотрудника в программу поддержки. Умение мониторить (рус. систематически наблюдать) состояние команды и вовремя предлагать помощь снижает риски компании по потере сотрудников или времени, когда сотрудник болеет или присутствует на работе без дела. 

Привычными признаками стресса чаще всего служат грусть, печаль и отстраненность, хотя о стрессе у сотрудника могут говорить также необоснованные вспышки гнева, его раздражительность, усталый вид, колючесть и постоянное сопротивление изменениям. 

Руководителю стоит обратить внимание, если в разговоре с ним подчиненный упоминает о проблемах со сном, сложности сконцентрироваться, панике и спешке в работе, страхах и тревогах, снижении уверенности в своих силах. 


В целом, признаки могут быть поделены на несколько кластеров и проявляться на физическом, эмоциональном, когнитивном уровне и сказываться на продуктивности сотрудника.  

Когнитивные признаки Физические признаки 

• Забывчивость, сложности с памятью

• Сниженная готовность реагировать

• Сложность концентрироваться

• Склонность к ошибкам

• Сложности с анализом информации

• Потеря уверенности в принятии решений • Головные боли

• Частые простуды

• Проблемы со сном

• Постоянная усталость / упадок сил

• Потливость ладоней/ступней

• «Громкое» сердце

• Постоянное внутреннее напряжение

Признаки, имеющие психологическое основание Эмоциональные признаки

• Увеличение ощущения усталости

• Снижение внимания к гигиене и заботе о себе

• Изменения пищевых привычек

• Постоянные боли • Качели настроения

• Изменение в поведении с коллегами

• Сниженная социальная активность

• Слезливость

• Апатия или враждебность

С точки зрения продуктивности руководитель может обращать внимание на такое поведение, как: 

• Пропуски и опоздания на встречи, в том числе онлайн

• Игнорирование дедлайнов

• Сложность следовать инструкциям

• Изменения в качестве работы 

• Изменения в объеме выполняемых задач

Кстати, если поведение сотрудника по одному из указанных факторов временно поменялось, это еще не говорит о наличии хронического стресса, но может стать для руководителя знаком для мониторинга (рус. систематического наблюдения) ситуации, как желтый свет у светофора. 

Часто отражением многих признаков, обозначенных в таблице, становятся опросники, в которых респонденту предлагается относительно самого себя ответить на вопросы про свое состояние. Такие опросники позволяют определить уровень стресса у сотрудника по его же мнению. Применяя данные опросники в компании на анонимной основе, можно определить, как часто сотрудники испытывают стресс, что, по их мнению, является основными факторами. Это помогает влиять на общую ситуацию в компании относительно стрессогенной среды и ее восприятие сотрудников через коммуникацию внедряемых изменений. 

Часть информации о состоянии сотрудников компании получают, проводя опросы вовлеченности и уделяя внимание таким показателям, как уровень нагрузки на работе и оценка баланса работы и жизни. 

Действия руководителя


Задача развивать эффективную команду остается одной из важных задач руководителей. Поэтому компаниям нужно обеспечивать менеджмент инструментами по работе с персоналом и развивать в них умение поддерживать команду. Обратите внимание на перечень рекомендаций для руководителя, который поможет сохранить команду:

1. Определите, какие стрессогенные факторы характерны для вашего подразделения и компании. Как вы можете их минимизровать или изменить?

2. Предлагайте поддержку сотрудникам в уже сложившихся трудных ситуациях, помогая их разрешать, работая с факторами, которые вызывают стресс на работе.

3. Проводите профилактику стрессовых состояний у сотрудников, напоминая им о важности и необходимости заботы о своем здоровье.

4. Выделяйте бюджет на развитие осведомленности и осознанности сотрудников в управлении стрессом с помощью вебинаров, лекций, мастер-классов.

5. Пройдите обучение для руководителей по умению распознать, когда с сотрудниками что-то не так, и как проводить поддерживающий разговор с подчиненными.

6. Если в компании есть программы, поддерживающие здоровье сотрудников, регулярно напоминайте им об этом.

7. Будьте примером для своей команды. Соблюдая и демонстрируя основные правила заботы о себе, можно помочь нормализовать отношение к эмоциональному здоровью и показать его значимость, важность наравне с физическим благополучием. 

Обратите внимание на уровень собственного стресса, так как состояние руководителя особенно сильно влияет на подчиненных. Возможно, управляя своим напряжением, умело управляя своей нагрузкой, поддерживая эмоциональную стабильность, вы поможете и избавите свою команду от излишнего стресса.  

 

Больше интересных инструментов современного специалиста по управлению персоналом вы найдете в выпуске журнала HR-мудрость за 1 квартал 2023 года "Весна надежд"

  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...

HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.

Сетевое издание «HR-мудрость»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна