Юлия Карасева
Основатель и генеральный директор
Inbalansy
Inbalansy предоставляет услуги в области Well-Being (рус. благополучия) и HR-консалтинга (рус. консультирование в сфере управления персоналом) для российских и иностранных компаний.
Стресс и ранее стабильно занимал первые места в списках сложностей сотрудников, очевидно, что ситуация с пандемией и экономической нестабильностью усугубила ситуацию. По результатам опроса «Работа.ру» и «СберЗдоровье», более 50% россиян испытывают постоянный стресс на работе.
Что вызывает такой стресс у сотрудников? Как распознать признаки стресса и что поможет работникам восстановиться, рассмотрим в данной статье.
Стресс у сотрудников: рабочая среда
Выделяют типичные триггеры, то есть факторы, которые запускают стрессовую реакцию у сотрудников. Среди них следующие 24 пункта:
1. Слишком высокая нагрузка
2. Слишком низкая нагрузка
3. Скука от рутинных задач
4. Сложные, непонятные задачи
5. Недостаточные ресурсы для выполнения работы
6. Физическая обстановка (свет, температура и т.д.)
7. Психологическая обстановка (неприемлемое поведение, травля, унижение)
8. Переработки, недостаточно перерывов и отдыха
9. Сложность с тем, чтобы справиться с работой и личными делами, найти баланс
10. Конфликт интересов с другими сотрудниками или разными аспектами в работе
11. Коммуникация (рус. общение) не предполагает открытое обсуждение сложностей
12. Пробелы в понимании задач на своей должности
13. Незнание политик и процедур компании
14. Недостаток обратной связи от руководителя и коллег
15. Слишком много комментариев по работе
16. Слишком сильный контроль
17. Недостаточно поддержки от коллег и руководства
18. Мало возможностей для развития и карьерного роста
19. Недостаточно информации или возможности ее получить
20. Враждебная или конфликтная рабочая среда
21. Недостаточность коммуникации в период изменений
22. Страх потерять работу
23. Неэффективное планирование, прогнозирование
24. Мало информации и обучения по новым процессам, изменениям
Это основные факторы, которые вызывают стресс и могут быть продиктованы организационной структурой, корпоративной культурой, стилем руководства, политикой менеджмента, подходом к коммуникации (рус. взаимодействию) и отношением к работе самого сотрудника. В целом, вызывают стресс полярные факторы, например, много рутины в работе – стресс, обилие задач, которые являются вызовом, тоже могут рождать напряжение. При этом есть отдельные специфичные факторы, которые могут быть продиктованы сектором бизнеса и ситуацией в конкретной компании.
В период пандемии, когда ряд бизнесов испытывал напряжение из-за ухудшения экономической ситуации, некоторые компании наблюдали развитие и рост, который отчасти сопровождался стрессом в том числе. В одной из строительных компаний в связи с ростом продаж ряд сотрудники отделов по работе с клиентами, доставки испытывали стресс.
Руководство компании приняло решение изучить факторы, которые вызывали такое напряжение, и поддержать сотрудников. Для этого были использованы такие методы, как интервью, опросы, проведение вебинаров и психологическая поддержка. Помимо этого были изменены некоторые бизнес-процессы и подход в распределении задач внутри отделов. В течение нескольких месяцев ситуация выровнялась, что позволило избежать излишней текучести персонала и снижения показателей бизнеса из-за рисков, связанных с работой персонала.
Важные признаки стресса
Особое внимание компании уделяют поддержке руководителей в вопросах управления командой в ситуации изменений, неопределенности и стресса. Менеджмент компаний учится мониторить (рус. систематически наблюдать) и распознавать признаки стресса у сотрудников, чтобы суметь вовремя отреагировать, оказать поддержку или направить сотрудника в программу поддержки. Умение мониторить (рус. систематически наблюдать) состояние команды и вовремя предлагать помощь снижает риски компании по потере сотрудников или времени, когда сотрудник болеет или присутствует на работе без дела.
Привычными признаками стресса чаще всего служат грусть, печаль и отстраненность, хотя о стрессе у сотрудника могут говорить также необоснованные вспышки гнева, его раздражительность, усталый вид, колючесть и постоянное сопротивление изменениям.
Руководителю стоит обратить внимание, если в разговоре с ним подчиненный упоминает о проблемах со сном, сложности сконцентрироваться, панике и спешке в работе, страхах и тревогах, снижении уверенности в своих силах.
В целом, признаки могут быть поделены на несколько кластеров и проявляться на физическом, эмоциональном, когнитивном уровне и сказываться на продуктивности сотрудника.
Когнитивные признаки Физические признаки
• Забывчивость, сложности с памятью
• Сниженная готовность реагировать
• Сложность концентрироваться
• Склонность к ошибкам
• Сложности с анализом информации
• Потеря уверенности в принятии решений • Головные боли
• Частые простуды
• Проблемы со сном
• Постоянная усталость / упадок сил
• Потливость ладоней/ступней
• «Громкое» сердце
• Постоянное внутреннее напряжение
Признаки, имеющие психологическое основание Эмоциональные признаки
• Увеличение ощущения усталости
• Снижение внимания к гигиене и заботе о себе
• Изменения пищевых привычек
• Постоянные боли • Качели настроения
• Изменение в поведении с коллегами
• Сниженная социальная активность
• Слезливость
• Апатия или враждебность
С точки зрения продуктивности руководитель может обращать внимание на такое поведение, как:
• Пропуски и опоздания на встречи, в том числе онлайн
• Игнорирование дедлайнов
• Сложность следовать инструкциям
• Изменения в качестве работы
• Изменения в объеме выполняемых задач
Кстати, если поведение сотрудника по одному из указанных факторов временно поменялось, это еще не говорит о наличии хронического стресса, но может стать для руководителя знаком для мониторинга (рус. систематического наблюдения) ситуации, как желтый свет у светофора.
Часто отражением многих признаков, обозначенных в таблице, становятся опросники, в которых респонденту предлагается относительно самого себя ответить на вопросы про свое состояние. Такие опросники позволяют определить уровень стресса у сотрудника по его же мнению. Применяя данные опросники в компании на анонимной основе, можно определить, как часто сотрудники испытывают стресс, что, по их мнению, является основными факторами. Это помогает влиять на общую ситуацию в компании относительно стрессогенной среды и ее восприятие сотрудников через коммуникацию внедряемых изменений.
Часть информации о состоянии сотрудников компании получают, проводя опросы вовлеченности и уделяя внимание таким показателям, как уровень нагрузки на работе и оценка баланса работы и жизни.
Действия руководителя
Задача развивать эффективную команду остается одной из важных задач руководителей. Поэтому компаниям нужно обеспечивать менеджмент инструментами по работе с персоналом и развивать в них умение поддерживать команду. Обратите внимание на перечень рекомендаций для руководителя, который поможет сохранить команду:
1. Определите, какие стрессогенные факторы характерны для вашего подразделения и компании. Как вы можете их минимизровать или изменить?
2. Предлагайте поддержку сотрудникам в уже сложившихся трудных ситуациях, помогая их разрешать, работая с факторами, которые вызывают стресс на работе.
3. Проводите профилактику стрессовых состояний у сотрудников, напоминая им о важности и необходимости заботы о своем здоровье.
4. Выделяйте бюджет на развитие осведомленности и осознанности сотрудников в управлении стрессом с помощью вебинаров, лекций, мастер-классов.
5. Пройдите обучение для руководителей по умению распознать, когда с сотрудниками что-то не так, и как проводить поддерживающий разговор с подчиненными.
6. Если в компании есть программы, поддерживающие здоровье сотрудников, регулярно напоминайте им об этом.
7. Будьте примером для своей команды. Соблюдая и демонстрируя основные правила заботы о себе, можно помочь нормализовать отношение к эмоциональному здоровью и показать его значимость, важность наравне с физическим благополучием.
Обратите внимание на уровень собственного стресса, так как состояние руководителя особенно сильно влияет на подчиненных. Возможно, управляя своим напряжением, умело управляя своей нагрузкой, поддерживая эмоциональную стабильность, вы поможете и избавите свою команду от излишнего стресса.
Больше интересных инструментов современного специалиста по управлению персоналом вы найдете в выпуске журнала HR-мудрость за 1 квартал 2023 года "Весна надежд"
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна