12 мая в Москве состоялась международная конференция цветоаналитиков. Сертифицированные коучи поделились первыми результатами практики, основанной на анализе ответов респондента в цветовом ассоциативном интервью. Цветоаналитика Mental Rainbow была разработана в 2017 году в Италии. Одной из первых компаний в России, начавших активно использовать методику, является горнопромышленный холдинг Zemtek. Мы поговорили о ее применении с генеральным директором «Земтек корпоративный центр» Светланой Андреевой.
- Светлана, расскажите о компании Земтек.
С удовольствием! Zemtek – достаточно молодой холдинг, нам 8 лет. За эти годы у бренда сформировались несколько направлений деятельности: горное строительство, разработка месторождений и добыча полезных ископаемых, металлообработка (у нас есть завод по производству бурового инструмента и запасных частей) и ряд небольших бизнесов. Например, сейчас активно развивается обслуживание месторождений – это организация вахтовых городков, предоставление услуг по питанию и проживанию. У нас есть собственный торгово-промышленный кластер, включающий дилерство китайских шин Triangle и сервисные услуги по монтажу и ремонту. Кроме того, производим рукава высокого давления на 12 локациях по всей России. Наше преимущество заключается в том, что мы находимся рядом с заказчиками, гарантируем быструю поставку и удобную логистику.
- Какие планы и приоритеты у компании сегодня?
- Можно сказать, что планов много, и они направлены на масштабирование бизнеса. Мы думаем о приобретении собственного месторождения для добычи золота, есть вариант развития в направлении подземных горных работ и строительства горно-обогатительных комбинатов. Сейчас приступаем к разработке проекта по строительству машиностроительного завода в Ульяновской области.
- Что обеспечивает такой бурный рост?
- Много факторов. В первую очередь, вовлеченность собственника, его готовность инвестировать. Далее, скорость и постоянное стремление к повышению эффективности на каждом участке. Также уровень развития кросс-функциональности. В моих профессиональных компетенциях управление корпоративным центром, который весьма многозадачен. Он состоит из аккредитованной ИТ-компании и собственных ИТ-решений, организации, которая аккумулировала все поддерживающие функции – это HR, юристы, бухгалтерия, бизнес-инжиниринг и безопасность.
- Наверное, с учетом таких грандиозных планов у вас стоят важные задачи в области управления персоналом. Какие направления являются ключевыми для вас?
- Мы уделяем большое внимание кадровой безопасности и обеспечению персоналом новых площадок, которые находятся на этапе запуска. Поскольку Zemtek - быстрорастущая компания, то мы сталкиваемся с «болезнями роста», сейчас стремимся к тому, чтобы команда стала сплочённой. Это наша главная задача на всех уровнях. В офисах меняем подход к адаптации новых сотрудников, развиваем корпоративную жизнь и каналы коммуникаций, на площадках занимаемся внедрением концепции бригадной работы. Мы пробовали разные методы организации на площадках, и надеемся, что именно этот формат даст нужный результат.
- Как удается закрывать вакансии?
- На рынке труда сейчас непросто, у нас много конкурентов, особенно среди компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых. Приходится бороться за талантливых сотрудников, мы стараемся не отставать и находим различные способы, которые помогают нам быть привлекательным работодателем и одновременно сохранять эффективность. Особое внимание уделяем развитию социальной программы для вахтовых работников. Считаем, что в персонал нужно комплексно вкладываться, люди это чувствуют и приносят бóльшую отдачу по сравнению с коллегами в других компаниях в добывающей сфере.
- Светлана, как вы узнали о Mental Rainbow? Почему решили взять ее в работу?
- Я аккредитованный преподаватель Mental Rainbow и стояла у истоков ее распространения в России. Более того, мы уже много лет поддерживаем теплые отношения с автором методики Ириной Лединской. Изначально Mental Rainbow использовалась как судьбоаналитический тест, но мы увидели в ней потенциал для применения в бизнесе и области управления персоналом. Сейчас на базе Гуманитарного института им. П.А. Столыпина есть несколько курсов по применению методики и в том числе курс "Mental Business для бизнеса и HR".
- Вы преподаете?
- Да, и у нас уже 600 выпускников и около 40 преподавателей Mental Rainbow в разных направлениях.
- Светлана, как вы применяете методику в компании? В чем ее основная польза?
- В первую очередь, в рекрутинге. Когда я работала в HR, то использовала широкий инструментарий, поэтому у меня большой опыт. Поэтому могу сказать, что у Mental Rainbow множество преимуществ, самое сильное – это скорость. Интервью длится 12-15 минут, кроме того, беседа протекает легко, в комфортном темпе для тестируемого. Метод обладает высокой достоверностью, так как не позволяет давать социально желательные ответы (правильных ответов просто нет), точность тестирования составляет 97%. Я специализируюсь в расшифровке ответов для оценки компетенций, поэтому разработала каталог из 84 компетенций, и с помощью Mental Rainbow могу дать оценку уровня их развития, а также предложить тип мотивации и считать риски для любого сотрудника.
Также удобно работать с кадровым резервом и можно заранее выстраивать под него систему развития. Мы определяем индивидуальные особенности каждого резервиста, выявляем области, в которых ему нужно развиваться, с учетом его способностей к обучению и восприятию информации формируем для него персональную программу.
Кроме того, проведя интервью с руководителем, мы можем сформировать его профиль и подобрать команду, которая будет эффективно работать под его началом.
- То есть методика выявляет не только компетенции, но и мотивацию?
- Конечно. Например, для одной из компании мы с помощью Mental Rainbow сформировали мотивационный пакет топ-менеджеров так, чтобы каждый работал на тот результат, который ему интересен – будь то министерские награды или финансовое вознаграждение. Для раскрытия личности и подбора наилучших практик важен индивидуальный подход. В этом мы и помогаем нашим клиентам.
- Оценивает ли Mental Rainbow психологическое состояние сотрудников?
- Могу отметить, что она хорошо помогает для диагностики эмоционального выгорания, особенно если использовать инструмент в динамике, прослеживается изменение состояния человека. Например, при тестировании можно обнаружить, что у него возникли проблемы на личном фронте. Затем, проводя беседу, мы выясняем, что у человека сложности в семье, и ему было бы полезно работать удаленно 1-2 раза в неделю. Предоставление такой возможности помогает сотруднику успокоиться и повышает его работоспособность.
Конечно, Mental Rainbow не решает проблемы за нас, но она показывает, на что обратить внимание.
- А вы проводите диагностику с сотрудниками регулярно?
- Достаточно проводить ее раз в три месяца. Есть критерии, которые показывают текущее состояние, а есть более фундаментальные – которые отображают его постоянные качества, например, системность, педантичность. Если человек занимается развитием компетенций, то в динамике мы можем их отследить.
- Светлана, расскажите немного о самой методике.
- Методика основана на исследованиях нейрофизиологии, еще в прошлом веке была доказана взаимосвязь между цветом и индивидуальными особенностями человека: в мозге существуют сектора, ответственные за цветовосприятие, и они также влияют на наши реакции на внешние раздражители и формируют особенности личности. Эта связь была подтверждена с помощью нейровизуализации.
Mental Rainbow построена на анализе реакции на цвета и как при этом активируются нейронные связи. В отличие от других методик, таких как известный тест Люшера, в Mental Rainbow был подобран ассоциативный ряд к каждому цвету. Вместо показа самих цветов человеку называют цвет и ассоциацию с ним.
- Тестирование проходит в формате устного интервью?
- Да, и это одно из неоспоримых преимуществ: не требуется специальное оборудование, достаточно уметь проводить интервью и расшифровывать результаты. Компании могут использовать эту методику с небольшими затратами, достаточно иметь одного специалиста, обученного в ее применении. Более того, этот тест не требует очного присутствия, его можно проводить даже по телефону.
- Получается, что не нужно даже видеть человека, его реакцию?
- У каждого человека свое восприятие цвета, даже у тех, у кого нарушение зрения. Мы проводили большое исследование – работали со слепыми с рождения людьми – и диагностика дала точный результат. Даже респондент, который не видит цвет, но представляет его, проживает определенную эмоцию и дает ему оценку, что подтверждает универсальность и эффективность инструмента. Так что да, визуальный контакт совсем не обязателен.
- Светлана, но ведь у цвета есть определенная коннотация – например, черный – цвет траура, зеленый – цвет весны, подъема, как это влияет на результат тестирования?
- Действительно, с цветами в нашем сознании есть ассоциации. В начале каждого интервью мы предлагаем абстрагироваться от всех привычных ассоциаций: цвет – это просто цвет, ничего более. Далее задаем нужный оттенок, например, «голубой, как небо в безоблачную погоду летом», это направляет мышление в нужную сторону, но при этом все равно оставляет цвет в рамках нейтральной оценки.
Сам процесс подготовки к интервью, включая создание определенного фона, помогает настроить участника на нейтральную волну.
На самом деле, если не нравится какой-то конкретный цвет, то это означает, что на данный момент сформировались такие нейронные связи. Спустя какое-то время они могут измениться, и отношение к цвету, соответственно, тоже. Наверняка вы замечали такое у детей: когда ребенок взрослеет, у него меняются цветовые предпочтения – это связано с развитием мозга.
- Светлана, как вы встраиваете диагностику в рекрутинговые процессы?
- Мы проводим тестирование непосредственно в интервью с кандидатом на вакансию.
- А как реагируют люди?
- Прекрасно. Ни разу не было ситуации, чтобы кандидат отказался от тестирования. Я объясняю, что в нашей компании используется инновационный метод оценки компетенций, сейчас задам вопросы, а потом «расскажу вам о вас» – эта фраза работает. Конечно, нужно правильно давать обратную связь - в поддерживающей форме.
Возможность узнать что-то полезное для своего развития ценна для кандидатов, и это также помогает нам в формировании репутации работодателя: даже если человек получает отказ, у него сохраняется позитивный опыт.
- Какие риски есть при применении методики?
- Вы знаете, самое главное – это научиться «обнуляться», каждый пользователь методики должен быть немного коучем и не накладывать свои стереотипы на оценку. Это важный аспект, поскольку объективность и нейтральность в процессе оценки играют решающую роль. К сожалению, не все люди могут сразу достичь этого уровня.
- Светлана, а какой ваш любимый цвет?
- Сложный вопрос, нет одного любимого цвета, мои предпочтения меняются. Здесь и сейчас могу сказать, что за зиму не хватило голубого неба, и сейчас мне очень нравится голубой цвет. Таково сейчас моё мировосприятие.
Беседовала Евгения Максимова
Об актуальных методах привлечения и удержания сотрудников читайте в журнале HR-мудрость за 2 квартал 2023 года "Пересборка рекрутинга"
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна