Построение взаимоотношений кандидатом – один из важных инструментов успешного подбора персонала. Рассмотрим ключевые ошибки во взаимодействии с кандидатами в процессе отбора на вакансию.
Конечно, количество этапов в отборе зависит от уровня должности – чем она выше, тем больше должно быть взаимодействий, интенсивность и насыщенность встреч также бывает разной.
Но общее правило таково: чем меньше этапов - тем лучше, чем они интенсивнее - тем эффективнее. Лучше сразу пригласить несколько лиц, принимающих решение, на одно интервью, чтобы сэкономить время и не упустить кандидата в этой волоките долгих согласований, чем часто грешат крупные компании.
В подборе на позиции в ИТ уже давно всё чаще всего происходит в один этап – на первой встрече присутствуют все принимающие решения эксперты, там же происходит тестирование с оценкой результатов и озвучивается предложение – это позволяет не потерять кандидата на высококонкурентном рынке.
Важно понимать, к какому результату мы должны прийти: в ходе скрининга нужно узнать, подходите ли вы друг другу в целом, в ходе интервью – не только оценить, но и не потерять интерес и замотивировать кандидата.
Формулирование результата и планирование позволяет избежать и лишних действий, хаоса в переговорах, который может оттолкнуть потенциального сотрудника: если приходится часто возвращаться с дополнительными вопросами, это может вызвать сомнения в серьезности подхода компании и уважении к твоему времени.
Театр начинается с вешалки, а компания – со специалиста по подбору персонала, и репутация бренда во многом строится из того, как такой специалист взаимодействует с внешним рынком. Любой кандидат должен уйти от нас если не окрыленным, то, как минимум, довольным: «классный опыт общения, как жаль, что вакансия мне не очень подходит», «интересные люди, хорошая компания, жаль, что я не соответствую их ожиданиям». Проработайте точки контакта с кандидатом, проведите аудит с помощью тайного соискателя и убедитесь, что посылаете на рынок труда «позитивную энергию».
Продолжая тему выше, можно напомнить, что человек – это в первую очередь человек. Со своими проблемами, ожиданиями, мотивацией. И эту мотивацию надо выявлять и уважать.
Кроме того, на нашем небогатом рынке любого кандидата стоит рассматривать как потенциального партнера, видеть зоны роста – даже если сейчас он нам не подходит, возможно, мы сможем предложить ему другую должность в какой-то обозримой перспективе. Рынок труда сегодня таков, что нужно гибко подходить к выбору, видеть потенциал в человеке и уметь его «доращивать».
Открытость в беседе – не менее важна как для того, чтобы сформировать у кандидата позитивный опыт, так и для того, чтобы правильно оценить его мотивацию и избежать ошибок при найме. Не скрывайте информацию, расскажите кандидату всё как есть – и, в свою очередь, вы сможете задавать ему прямые вопросы и в большинстве случаев получать прямые ответы.
Ценность каждого кандидата на рынке труда заставляет нас не отступать и искать способы договориться
У одного из кандидатов была два предложения, и наше проигрывало на 5000 рублей по зарплате, да и само место работы было далеко от места жительства, но консультант все-таки убедила его принять предложение: посчитала в деньгах соцпакет компании – питание, ДМС, индексацию зарплаты
Вступайте в переговоры!
Да, это бич нашего времени. Но многие компании по-прежнему не готовы к такому повороту событий. Еще на этапе подготовки предложения о работе необходимо решить, как вы будете действовать в случае отказа кандидата по причине контрпредложения от действующего работодателя. Определить бюджет на повышение зарплаты, если это допустимо, или возможные дополнительные бонусы. И присмотреть других финалистов, конечно, чтобы не быть заложниками ситуации и торга.
Иногда при поиске сотрудника компания сама не понимает, кто ей нужен, а если понимает – то каждый из экспертов, участвующих в отборе, видит по-своему профиль кандидата и зону ответственности, на которую он нанимается. Это затягивает процесс поиска, а сам переговорный процесс превращается в спор между сотрудниками компании, что, конечно, оттолкнет ценного специалиста.
Вряд ли это проблема специалиста по подбору персонала. Но вот донести эту информацию до нанимающего менеджера или директора предприятия бывает затруднительно – ведь он не участвует в первичном отборе на вакансию. При старте работы над вакансией подготовьте краткую справку по рынку труда, например, со ссылками на вакансии конкурентов, или закажите отчет у исследовательского центра.
Сегодня практически все общаются в мессенджерах. Темп жизни высок, задач много – и если кандидат просит писать ему в Whatsapp, а не звонить, то почему бы и нет? Для решения коротких, организационных вопросов – это самый подходящий канал.
Но каждому каналу – своя задача. Вести переговоры по условиям найма лучше видя кандидата – на личной встрече или офлайн. Конечно, юридический аспект предполагает отправку предложения по электронной почте (или, кстати, в бизнес-аккаунте в Whatsapp), но обсуждение нужно все-таки проводить в личной беседе, участвовать в которой должен тот, кто владеет полномочиями и бюджетом.
Кстати о последнем: не так давно клиент выслал нам предложение для кандидата, который претендовал на зарплату 100 тысяч на руки, в размере 100 тысяч «грязными», и попросил провести переговоры. Увенчаются ли они успехом? Я сомневаюсь: у нас нет прав на обсуждение условий и принятие решений, глубокого понимания мотивирующего пакета и реальных возможностей его развития в компании.
Переговорам нужно учиться постоянно – проходите курсы по коммуникациям (например, у Р.Гандапаса), смотрите фильмы - «Адвокат дьявола», «Человек, который изменил всё», «Волк с Уолл стрит» и многие другие, постоянно прокачивайте навык.
В первую очередь, это всё, что касается дискриминации и отказов, связанных с нарушением законодательства (пол, возраст, религия, раса).
Но не меньше отталкивают и устаревшие приемы отбора, подобные этим:
«Продайте мне ручку»
«Кем вы видите себя через 5 лет?»
Все клише интервью лучше убирать, чтобы общение было искренним.
Пожалуй, закончу я прописной истиной: любой кандидат всегда должен получить обратную связь, какой бы она ни была.
Екатерина Мещерякова
Об актуальных методах привлечения и удержания сотрудников читайте в журнале HR-мудрость за 2 квартал 2023 года "Пересборка рекрутинга"
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна