В условиях жесткой конкуренции за персонал необходимо правильно разработать систему мотивации специалистов, в первую очередь – установить привлекательное денежное вознаграждение. Как определить, будет ли оно ценным? Конечно, если сотрудники держатся за рабочие места, текучесть кадров минимальная, специалист по льготам и компенсациям может спокойно выдохнуть. Но ситуация быстро меняется, и отслеживать рынок труда необходимо, чтобы избежать риска потери ценного специалиста. В случае же открытия новой для компании позиции это становится приоритетной задачей. Как это сделать? Приводим простые и не очень шаги по полю аналитики рынка труда.
Откройте работные сайты и посмотрите вакансии по вашему профилю. В описании вакансии вы можете увидеть не только информацию о зарплате, но и о ее структуре.
Сделайте выборку по резюме подходящих кандидатов и оцените их ожидания. Некоторые работные сайты позволяют настроить выгрузку данных кандидатов в Excel для подготовки статистического отчета.
Метод обладает невысокой достоверностью, но он полезен, в случае если в компании открывается новая позиция и необходимо оценить общую ситуацию – востребованность и наличие специалистов, уровень квалификации, разницу в ожиданиях и предложениях.
Некоторые исследовательские и консалтинговые компании проводят открытые обзоры рынка заработных плат и компенсационного пакета, собирая данные с предприятий и предоставляя обобщенный отчет в отраслевом или региональном разрезах – принимать участие в подобных проектах в любом случае полезно. Заключение договора о конфиденциальности позволит вам не беспокоиться о переданной вами информации.
Иногда удается договориться с конкурентами на рынке труда об обмене какой-то частью данных по заработной плате и пакету льгот и компенсаций – такое партнерство помогает избежать зарплатной гонки и поддерживать стабильную ситуацию на рынке труда. Возможно, ваши соседи тоже об этом мечтают? Часто в такой кооперации привлекают посредников – консалтинговые и исследовательские центры, которые обрабатывают данные и предоставляют компаниям обобщенный статистический отчет.
Не удалось договориться? Тогда этот шаг станет следующим. Большинство из нас и так делает это на регулярной основе – разговаривая с кандидатом на вакансию, мы спрашиваем про условия на последнем месте работы - но такие данные не всегда могут быть корректны: ведь кандидат заинтересован в лучших условиях для себя, а значит, чаще всего представляет информацию более радужно, чем есть на самом деле, чтобы получить выгодное предложение.
Для разведки лучше использовать разные источники, тогда можно получить максимально точную картину:
Обзвон предприятий с открытыми вакансиями: как правило, соискатель может выяснить основную информацию об условиях найма уже по телефону, но иногда приходится ездить на собеседование.
Обзвон работников компаний, размещенных в открытых источниках. Даже если кандидат указал в ожиданиях заработную плату, которая кажется вам слишком высокой, с ним лучше пообщаться, чтобы выяснить причины таких ожиданий. Построить разговор с кандидатом лучше с помощью непрямых, корректных вопросов.
При проведении бесед с кандидатами и компаниями обязательно нужно учитывать требования к должности (уровень квалификации) и соответствие функционала принятому в вашей компании – часто бывает, что под одним и тем же названием скрываются разные задачи и зоны ответственности: в одной компании офис-менеджер может выполнять функции секретаря, в другой – отвечать за административную работу офиса в целом и иметь в подчинении различные службы
Определите, в каком месте таблицы находится ваша заработная плата для этой должности:
Зона 1 – от минимума до 25 процентиля: вы донор специалистов для рынка. Это низкий уровень заработной платы, риск потерять специалиста очень высок, если только он не привязан к компании какими-то другими условиями. Допустимо платить заработную плату в этом диапазоне также в случае позиций, которые не являются значимыми для компании, стоимость обучения и подбора таких сотрудников невысока и ниже затрат на увеличение ФОТ.
Зона 2 – от медианы до P75: вы золотая середина. Вы можете сохранить персонал и при этом не нести лишних затрат.
Зона 3 – от уровня P75 до максимума: вы переплачиваете своим сотрудникам. Предлагаемые условия выше рынка, что может быть оправдано для редких и высококвалифицированных специалистов, чья роль в компании очень велика (в том числе если у специалиста расширенная зона ответственности в сравнении с рынком).
Обращать внимание при проведении аналитики рынка заработных плат стоит не только размер вознаграждения:
Сопоставьте данные по долям фиксированной и переменной частей зарплаты. Если в вашей компании соотношение долей сильно отличается от рыночного, это может оттолкнуть опытных специалистов;
Проанализируйте элементы вознаграждения, стимулирующие выплаты, в том числе периодичность выплаты премий – слишком бедный или слишком богатый инструментарий материальной мотивации могут также негативно влиять на интерес кандидатов к вакансии;
Сравните ожидания и предложения: насколько отличаются ожидания соискателей от рыночных зарплат? Это может стать предметом для торга с кандидатами на вакансию.
Пройдя весь путь по зарплатному полю, вы сможете сформировать выгодное предложение как для кандидатов, так и для компании.
Евгения Максимова
Об актуальных методах привлечения и удержания сотрудников читайте в журнале HR-мудрость за 2 квартал 2023 года "Пересборка рекрутинга"
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна