Росатом активно развивает систему подготовки квалифицированных кадров для атомной отрасли через проект "Атомные школы профессионального мастерства". Директор программы развития центров компетенций АНО «Корпоративная Академия Росатома» Сергей Шабельников рассказал HR-мудрости, как эта инициатива помогает готовить будущих сотрудников госкорпорации, какие навыки и компетенции формируют в будущих специалистах и почему роботизация не заменит человека в ключевых профессиях атомной отрасли.
- Какое место отраслевые центры компетенций Росатома занимают в системе привлечения персонала в госкорпорацию?
- Мы не только привлекаем персонал напрямую, но и готовим будущих сотрудников за пределами госкорпорации через проект «Атомные школы профессиональных компетенций». Суть в том, чтобы на базе существующих колледжей начать подготовку квалифицированных специалистов – сварщиков, электриков, монтажников и т.д. – которые нужны в атомной промышленности. Сейчас в системе профобразования сложилась такая ситуация, когда у колледжей есть все необходимое оборудование – прекрасная техническая база, но есть большой дефицит в современных и интересных учебно-методических материалах, по которым можно готовить нужных стране специалистов. Часто бывает, что и преподаватели никогда не работали на производстве, не владеют профессией. Колледжи часто оставляли у себя лучшего студента, который учился на пятерки, и он потом преподает новым студентам, но сам по профессии ни дня не проработал. Так вот, наша программа Атомных школ как раз направлена на то, чтобы эту ситуацию исправить и помочь учебным заведениям.
Мы с помощью экспертов Росатома и партнерских образовательных организаций разрабатываем классные образовательные программы, целые образовательные комплексы, готовые «коробочные решения», где есть все, чтобы колледж мог максимально легко внедрить нужную нам компетенцию в обучение: обучающие материалы, методические пособия, видеоролики, планы занятий и так далее. Нашу программу можно даже назвать избыточной для среднеспециального образования – например, если говорить о сварке, то первые уроки там посвящены поджигу электрода – т.е. рассчитаны на новичков, а в последних рассказывается о сварке под рентген, а это уже уровень сварщиков пятого-шестого разрядов. И так по каждой компетенции.
И вот когда сеть сотрудничающих с нами учебных заведений полноценно заработает по всей стране, можно будет говорить о системном взаимодействии с системой СПО по трудоустройству студентов на предприятия Росатома.
- Наверняка есть какой-то план, пусть и предварительный.
- Есть план по сварщикам, так как это одна из самых востребованных профессий в Росатоме. Организации госкорпорации в год принимают на работу около двух с половиной тысяч сварщиков. Думаю, что если мы сможем восполнить эту потребность на треть за счет выпускников из партнерских СПО и их уровень будет нас устраивать, то это будет приемлемый результат. Я предполагаю, что для этого нам достаточно будет открыть 150 Атомных школ сварки, чтобы каждая отправляла к нам по 5-10 выпускников в год.
- Как вы формировали учебные программы, как понимали, каким именно навыкам нужно учить будущих сотрудников? Или учебные программы просто максимально полны – учим всему, мало ли что пригодится?
- Мы сами начали работу именно с такого вопроса: «Чему их учить?» И чтобы ответить на него, мы, совместно с предприятиями, входящими в госкорпорацию, стали составлять портрет идеального сварщика, потом портрет идеального электромонтажника - и так по каждой профессии. Мы проводили онлайн-сессии, в которых принимали участие эксперты отрасли. Мы им показали нашу заготовку модели компетенции – то есть список компетенций, которыми, на наш взгляд, должен владеть идеальный специалист Росатома по данной профессии. Например, по сварочным технологиям это были способы сварки, виды соединений, пространственные положение, металлы и их толщины. Мы спрашиваем экспертов: «Коллеги, вы с этим согласны? Этого достаточно?». Выслушали критику, предложения, вместе что-то корректировали, и в итоге у нас получились программы, которые соответствуют нашим запросам. Почему такие сессии важны? Потому что на них обсуждаются какие-то тонкости, которые знакомы только специалистам на конкретных производствах. В итоге мы убрали все, что не нужно, и оставили, только то, что нам необходимо.
- В рамках атомных школ вы готовите специалистов, которые очень востребованы на рынке – они нужны всем. Есть ведь, наверное, и какая-то атомная специфика?
- Нам действительно нужны те же специалисты, что и всем остальным предприятиям и заводам страны. Специфика работы в Росатоме заключается не в профессии, а в высоких требованиях к владению этой профессией и в личности человека в целом. Всех кандидатов на любую позицию у нас проверяет служба безопасности – есть определенные ограничения, с которыми на работу не принимают. Плюс в Росатоме высокие стандарты культуры труда и техники безопасности и работник должен быть готов им следовать. Наши требования выше, чем в целом по рынку, поэтому нам сложнее. Но, с другой стороны, для многих высокие стандарты – не препятствие, а преимущество.
Недавно я общался со студентами колледжа, которые учатся на сварщиков – пятеро парней и две девушки – все учатся на платном отделении, все мотивированы, видят себя в профессии, говорят: «Мы это любим, мы видим свое будущее в этой профессии». Часть из них уже проходила практику на наших предприятиях, и они давали мне обратную связь. И некоторые из них сказали: «У вас так чисто, так красиво, мы хотим работать в Росатоме». Я говорю: «Ну вы же понимаете, что у нас не так просто. Да, мы обеспечиваем и социальные гарантии, безопасность и культуру труда. Зарплаты на каких-то объектах для высококвалифицированных специалистов у нас действительно высокие, но у молодых специалистов они средние по рынку. При этом, требования у нас одинаково высокие для всех». А они отвечают: «Мы понимаем, но нам у вас уже понравилось». Я, конечно, не могу говорить за тысячи людей, которые работают на предприятиях Росатома, но несмотря на все сложности, у нас маленькая ротация и этот пример объясняет, почему людям нравится работать в Росатоме.
- А может такое случиться, что всех этих мотивированных молодых людей скоро заменят роботы?
- Нет, не заменят. В Росатоме есть отдельное подразделение, которое занимается вопросами роботизации. Но о замене людей на роботов речи не идет. Вообще самая большая проблема роботизации – это понять, нужна ли она вообще и поможет ли роботизация отдельного участка повысить производительность производства в целом. Для того, чтобы роботизировать какое-то производство, нужно провести его аудит. Второй момент - роботизация возможна там, где процессы и качество входящих заготовок стандартизированы. Робот - он же не понимает, что делает, он просто действует по заданной программе. Понятно, что существуют интеллектуальные системы анализа и адаптации действий. Но их возможности ограничены в сравнении с человеком. Несмотря на то, что сварка — это самая роботизируемая сфера производства в мире, вариативность соединений, которые необходимо сваривать, бесконечна. На какой бы уровень роботизации мы ни вышли, все равно ручная сварка будет еще очень-очень много десятилетий востребована. В этом смысле сварщик становится в один ряд с учителями, врачами и другими профессиями, где количество комбинаций задач бесконечно и где робот может быть суперэффективным ассистентом, но полностью заменить в обозримой перспективе ближайших десятилетий не сможет.
Беседовал Иван Романов
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна