- Феруза, давайте начнём с общего первого вопроса, который и вы, наверное, тоже задаёте на собеседовании кандидатам: «Расскажите о себе». В какой компании вы работаете, какова структура, чем занимается ваш департамент?
- Я думаю, любой HR может бесконечно говорить о своей компании, но я постараюсь кратко. Астрал Софт входит в группу компаний Астрал, занимается разработкой программного обеспечения. Сейчас, к примеру, мы продвигаем на рынке самый последний продукт — это ЭПД, электронные перевозочные документы, который поможет бизнесу вести электронный документооборот в логистике.
- А сколько человек у вас в штате? Вы работаете по всей России?
- В группе компаний на сегодняшний день около полутора тысяч сотрудников, 11 представительств в разных регионах России. Конечно, пандемия сыграла свою роль, и мы приняли решение работать с распределёнными командами, потому что это расширяет географию, помогает нам активно работать с рынком труда. У нас есть, конечно, и гибридные графики, и чисто офисные графики для сотрудников, которые работают в представительствах с клиентами.
- HR-процессы управляются из головного офиса?
- Да, HR сервисы ориентированы на то, чтобы можно было просто и легко пользоваться ими из любой точки России – например, оформление проходит через модуль найма в КЭДО: сотрудник заполняет анкету, загружает документы, мы их обрабатываем и оформляем его очень быстро. Адаптация, знакомство тоже автоматизированы. В первый рабочий день сотруднику на почту приходят полезные ссылки, он может перейти посмотреть и сразу погрузиться в корпоративную культуру компании и так далее.
- Феруза, какие вызовы стоят перед вами сегодня?
- Знаете, мы в компании Астрал живем в парадигме OKR, и наша работа – это постоянные вызовы. Когда мы только сформировали Астрал Софт и запланировали разработку новых продуктов, в частности iКЭДО, мы понимали что нам потребуется сильная команда разработки – при этом рынок перегрет, зарплаты высокие, конкурировать с гигантами достаточно сложно, и, безусловно, перед HR стоял вызов - собрать команду разработчиков и не только разработчиков: для этого направления нужны и другие специалисты, без которых не может быть создан продукт – аналитики, тестировщики, технические лидеры и так далее. Нам нужны были люди с высокими компетенциями, а они, безусловно, стоят дорого. Чтобы снизить затраты на наём, мы выстраивали процессы, бенефиты, привлекательность предложения и его допродажу, развитие и обучение – задачей было наполнить оффер преимуществами и уметь эти преимущества продать.
Стоит отметить, что человекоцентричность в нашей компании всегда была одной из главных ценностей, и мы всегда предлагали льготы, бонусы, возможности, которые поддерживают людей. И мы часто применяем индивидуальный подход к сотрудникам в этом вопросе. Например, по запросу сотрудника мы можем согласовать дополнительные расходы по ДМС, которые не включены в пакет, или у нас была группа продлённого дня, когда было много сотрудников с детьми
- А как в Астрал Софт построена система обучения?
— Это очень интересная и актуальная тема, потому что в ИТ прижился стереотип, что ИТ-специалистам не нужны гибкие компетенции: достаточно качественно писать код, отдавать продукт, ну и иногда, может быть, коммуницировать с непосредственной командой, в которой ты находишься. Очень большой фокус на «хард скиллс»: всё быстро меняется, появляются новые языки программирования и так далее, и, конечно, нужно постоянно быть «в теме», следить за изменениями, чтобы делать качественный продукт. При этом мы понимаем, что человек работает в команде – и со взаимодействием в команде часто бывают сложности: людям сложно договориться, высказать своё мнение, они избегают встреч. И я считаю, что обучение в компании должно быть нацелено на то, чтобы развивать гибкие компетенции на всех направлениях. Бóльшую часть обучения мы оцифровали, перевели в систему LMS «Астрал Эксперт», и люди обучаются на этой платформе, а HR их сопровождает. Там есть порядка 15 тренингов по гибким компетенциям, которые можно пройти.
— Это обучение по желанию сотрудника или есть какие-то обязательные программы?
- Безусловно, есть обязательные, особенно это касается нашего контактного центра, который сопровождает клиентов по всем направлениям и продуктам: стандарты обслуживания, клиентоориентированность, коммуникативные навыки, работа с трудным клиентом. Есть и тренинги, которые сотрудник может пройти по желанию, например, по цифровым компетенциям.
- Не могу не затронуть тему, которая стала очень популярна в последнее время: в части ментального здоровья, психологического состояния многие компании оказывают поддержку сотрудникам. Как вы относитесь к таким программам?
- У нас есть ДМС, в который включена бесплатная горячая линия психологической помощи, в том числе в пакет входит консультация психолога. Мы, безусловно, думаем о балансе работы и жизни, стараемся снизить уровень тревожности – например, приглашали психолога для проведения вебинара по снижению тревожности. Более того, в команде HR есть люди с психологическим образованием и практикой, и в сложные периоды они точечно работали с сотрудниками.
У нас также есть полезная рубрика «Финансовая среда», где финансово-аналитический отдел рассказывает о том, как управлять собственным бюджетом, можно ли и надо ли инвестировать, как запланировать отпуск, возвращать налоговые вычеты и так далее. Каждая тема раскрывается в простой форме в трехминутном ролике – это тоже помогает сотрудникам, так как финансовая стабильность – важнейший вопрос.
Беседовала Наталья Зуева
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна