Поиск сотрудника на вакантную должность нередко сопряжен с вопросом о релокации. Нанимающие руководители часто недоумевают: «Почему к нам не хотят переезжать кандидаты?». Правильнее сказать: «Что компания может сделать, чтобы к нам хотели приехать работать кандидаты?».
Каждый третий соискатель когда-либо думал о работе в другом городе или откликался на вакансию в другой местности.
Практика изучения мобильности специалистов показывает, что поиск работы в другом городе связан с такими мотивами:
за деньгами (за повышением качества жизни),
за повышением (удовлетворение профессиональных амбиций),
за развитием (это может быть работа с обучением и получением новой экспертной должности).
Гораздо реже личные обстоятельства приводят кандидата к готовности переехать в новый регион — это скорее случайность и рекрутерское везение.
Отношение к релокации 10 лет назад было более однозначным: «кандидат переезжает временно, уедет в родные края», сейчас про релокацию говорят чаще, но ожидают как раз элементов везения больше: когда всё сложилось, специалист переезжает по своим причинам, а тут - вакансия в этом городе. Как если бы вы открыли шкаф, на глаза попалось платье со времен института - и оно вам оказалось по размеру. Просто праздник какой-то!
Личные обстоятельства — это неуправляемый процесс, а технология позиционирования образа работодателя с привлекательной для кандидатов стороны опирается на четкие и понятные мотивы к смене локации, места работы и получаемой в связи с этим выгодой для соискателя.
Чем профессиональнее и интереснее кандидат, тем больше у него потребностей в развитии и разнообразнее статьи его расходов, помимо базовых. Что будет двигать кандидатом, зачем ему переезжать в другой город и менять всю свою жизнь и жизнь своей семьи?
Совсем недавно мой кандидат из центральной части России принял предложение выйти на работу в Хабаровский край. Мотивация профессионального развития и карьерного роста часто показывает примеры самоотверженных, решительных поступков. Помимо развития в профессии людям важна сама философия компании, корпоративная культура и ценности. Когда кандидат чувствует «это моё», а компания говорит «он наш» - всё складывается благополучно. Почти 10 лет назад из Дальневосточного региона в мой регион был приглашен кандидат, который достиг карьерного роста на руководящей позиции в одной из международных компаний, и такие примеры радуют.
Если это не повышение в должности и не развитие, то переедет кандидат для повышения качества жизни. Но повышение качества жизни – это приобретение того, чего раньше не было у человека в другом городе: новые возможности, перспективы, возможность пользоваться инфраструктурой. В этом случае он принимает предложение с заработной платой, позволяющей расширить статьи затрат.
Кандидат, обладающий хорошими аналитическими качествами, серьезным и основательным (прагматическим) подходом к жизни, изучает локацию досконально.
В ситуации же, когда мало изучен регион переезда, возможны сложности: кандидат может неверно оценить потенциальные расходы, и тогда риск недолгого трудоустройства достаточно высок.
Чтобы помочь будущему работнику, HR менеджеры иногда самостоятельно анализируют возникающие затраты для соискателя из другого города, ставя себя на место нанимаемого сотрудника – и это полезная практика.
Кандидатов интересует, как конкретно изменится их жизнь после переезда на новую локацию. Для этого, конечно, нужно оценить приоритетные расходы:
Среднестатистический кандидат (при переезде с семьей) серьезно задумывается о бюджете на сам переезд, стоимости быта в новой локации.
Именно поэтому важна поддержка процесса переезда со стороны компании. При расчете на долгосрочные трудовые отношения это могут быть организации переезда, провоз багажа, оплата проезда к месту новой работы для сотрудника и его семьи, организация подбора района проживания и самого жилья, компенсация аренды жилья, разовые выплаты на обустройство, помощь в подборе школы/детского сада для детей сотрудника, встреча в день приезда представителем компании, организация питания в день приезда, интерактивные памятки для ориентации по городу и многое другое.
HR-менеджер совместно с руководителем компании, предлагая должность кандидату из другого региона, конечно, понимают всю серьёзность решения. Для руководителя специалист — это не просто заполненная единица в штатном расписании. Это человек и профессионал, который будет создавать ценность для компании.
Вместе с предложением о работе иногороднему специалисту современная компания создает условия, чтобы кандидат благополучно и долгосрочно трудился, не думая о сложностях переезда.
Валентина Бартощук
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна