Войти/Зарегистрироваться
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Интернет-издание для профессионалов
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Внутренние коммуникации по-новому

21.10.2021
#кейсы и практики
Как повлияли изменения последних двух лет на систему внутренних коммуникаций 

О внутренних коммуникациях говорят почти все конференции, посвященные управлению персоналом и эффективности бизнеса. Некогда «само собой разумеющееся» направление сегодня встало во главе угла: оказывается, оно влияет и на результативность, и на текучесть, и на безопасность бизнеса. Мы знали это и так, но менеджмент ощутил это особенно остро во время всеобщего перехода на дистанционный режим работы. Как повлияли эти изменения на систему внутренних коммуникаций в компании, мы рассматриваем в исследовании «Построение эффективных внутренних коммуникаций в российских компаниях», проведенном в августе этого года.

Популярные инструменты

Один из важных вопросов во внутренних коммуникациях – эффективность применяемых инструментов. Мы спросили у предприятий, какие инструменты они используют и какие из них считают наиболее эффективными.

Самыми часто применяемыми инструментами в опрошенных нами компаниях являются электронная почта (e-mail-рассылки), офлайн-конференции, встречи, собрания и внешние мессенджеры (whatsapp, viber, telegram и т.п.), внутренний сайт компании (корпоративный портал), виртуальные собрания и встречи.

Реже всего компании используют радио, благотворительные и эко-мероприятия, аудиоролики, послов ценностей.

Отмечая эффективность инструментов, компании наиболее высоко оценили e-mail-рассылки, внешние мессенджеры и мобильное приложение.

Наиболее низкие оценки по эффективности получили радио, корпоративное ТВ (собственный ТВ-канал) и подкасты.

Топ-10 эффективных инструментов внутренних коммуникаций


Инструмент

Средняя оценка

Электронная почта (e-mail-рассылки)

4,15

Внешние мессенджеры (whatsapp, viber, telegram и т.п.)

4,10

Мобильное приложение

3,99

Офлайн-конференции, встречи, собрания

3,85

Информационные доски-стенды

3,82

Корпоративные мессенджеры (slack, spark, MS Teams и т.п.)

3,77

Цифровое рабочее пространство

3,76

Внутренний сайт компании (корпоративный портал)

3,67

Виртуальные собрания и встречи

3,65

Социальные сети (Инстаграм, Вконтакте и другие)

3,65

Сегодня компании больше используют онлайн-каналы коммуникаций – соотношение, по итогам опроса, более чем в два раза чаще в пользу онлайн. Почти треть опрошенных компаний при этом считают наиболее эффективным равное использование офлайн и онлайн-инструментов, 48% склоняются в пользу превалирования онлайн-каналов, 28% - в пользу офлайн.

Организация внутренних коммуникаций в компаниях

Чаще всего за внутренние коммуникации отвечают выделенный департамент или специалист, руководители и HR-служба/специалист, а вовлечены в построение и развитие внутренних коммуникаций руководители и HR-специалисты.


Эффективность построения внутренних коммуникаций в компаниях

Внутренние коммуникации должны решать ряд задач, но только 6% компаний отметили, что решаются все из них: реже всего внутриком дает результат в поддержке культуры изменений, выявлении и нейтрализации внутренних факторов негативного воздействия на результаты бизнеса, проведении мероприятий в рамках режима кризисных коммуникаций. Чаще всего внутренние коммуникации помогают проинформировать сотрудников и получить от них обратную связь.

Более половины респондентов отмечают при этом, что внутренние коммуникации организованы в их компании эффективно или скорее эффективно. Среди компаний, в которых выделена отдельная служба или специалист по внутренним коммуникациям, процент позитивных оценок еще выше, хотя назвать разницу определяющей нельзя.


Оценить влияние использования конкретных инструментов корпоративных коммуникаций на их эффективность сложно, но в аналитике были выявлены некоторые закономерности: так, значительный процент компаний (более 60%) считает эффективными коммуникации при использовании и при этом неэффективными при неиспользовании следующих инструментов: внутренний сайт компании, офлайн-конференции, цифровое рабочее пространство, внешние мессенджеры.

При этом те компании, в которых используются больше онлайн-каналы коммуникации, чаще оценивают внутренние коммуникации как эффективные.

Тренд роста значимости внутрикома за последние годы стал очевидным. Как это повлияло на бюджеты компаний? Рост бюджета на внутренние коммуникации наблюдается у 29% компаний, снижение – почти у 14%. У 15% опрошенных предприятий такого бюджета в принципе нет.

Вызовы для внутренних коммуникаций сегодня

С учетом произошедших изменений в организации работы предприятия часто вынуждены пересматривать форматы взаимодействия с сотрудниками и испытывают сложности в построении внутренних коммуникаций:

·         Чаще всего компании сталкиваются с последствиями перехода на дистанционный режим работы – это снижение качества внутренних коммуникаций, обратной связи от сотрудников, ухудшение горизонтальных связей, нарушение времени рабочей коммуникации, неустойчивость ценностей, корпоративной культуры, снижение качества и результативности работы;

·         Почти треть предприятий отмечают низкую вовлеченность сотрудников и отсутствие интереса к контенту;

·         26% компаний не хватает ресурсов на построение внутренних коммуникаций;

·         23% работают с актуальными трендами баланса «работа-жизнь» и благополучия;

·         22% испытывают на себе негативный эффект омниканальности;

·         16% компаний работают над полной или частичной перестройкой внутренних коммуникаций в связи со сменой поколений;

·         Перед 11% компаний стоит задача диджитализации, а 7% - напротив – возвращают внутренние коммуникации в офлайн.


Компании развивают внутренние коммуникации, расширяя набор инструментов, что во многом стало возможно благодаря переходу в онлайн-формат: именно онлайн-инструменты сегодня являются доступным и комфортным решением для коммуникаций. Но эффективность работы по построению взаимодействия с сотрудниками по-прежнему вызывает вопросы: проблемы и боли, которые встречаются на пути к успешным корпоративным коммуникациям, пока не удается «вылечить» с помощью простых рецептов, и недостатки дистанционного режима работы продолжают оказывать негативное влияние на результаты бизнеса.

Больше о современных внутренних коммуникациях читайте в выпуске журнала HR-мудрость "ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ"


  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...
Читайте также

HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.

Сетевое издание «HR-мудрость»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна