Раньше руководители полностью сами обучали новых сотрудников. Такой способ наставничества требовал много времени руководителя. А если времени было мало - то новичок оставался без должного внимания и информации.Когда экономику страны потряхивает, бизнес часто концентрируется исключительно на продажах, вопросы обучения и развития персонала отходят на второй план. В Deltaplan Group мы пошли другим путем. За два года пандемии реализовали адаптацию новых сотрудников клиентского сервиса “в один клик”, чем сократили текучку и позволили выдохнуть ТОПам.
Выход - в онлайне
С 2018 года мы начали создавать и запускать отдельные онлайн-курсы на платформе дистанционного обучения. В первую очередь, были разработаны курсы, посвященные продуктам агентства, так как представитель клиентского сервиса должен ориентироваться в матрице продуктов и уметь проконсультировать клиента по любому направлению. Наши продуктовые курсы по планированию рекламных кампаний в различных медиа: наружной рекламе, ТВ, радио уникальны и не имеют аналогов на рынке (мы искали – не нашли!). Авторские учебные материалы мы разрабатывали непосредственно с экспертами по определенному каналу коммуникации, и дело это было небыстрым и непростым — создание одного курса занимало от полугода до года. Важно было не просто описать логику и весь процесс планирования рекламной кампании, но и указать на каждом этапе подводные камни (а их немало!) И также раскрыть все возможные способы оптимизации рекламной кампании, чтобы в итоге новичок мог не просто грамотно спланировать ее, но сделать это с максимальной эффективностью для клиента!
Позже к продуктовым курсам стали добавляться материалы, направленные на прокачку soft skills сотрудника клиентского сервиса: коммуникационных, аналитических, презентационных навыков, навыков управления проектами, эмоционального интеллекта, — все, что необходимо для эффективного общения с клиентом.В учебных курсах мы не просто выдавали готовые решения, но и предоставляли возможность обучающемуся проверить свои силы. Например, выбрать наиболее эффективную рекламную конструкцию в курсе о наружной рекламе — и сразу получить обратную связь.
Эти учебные материалы позволили высвободить часть времени экспертов, но координация процесса обучения новичка все равно ложилась на плечи его руководителя. Наставник определял очередность прохождения курсов, ставил сроки, мотивировал сотрудника и проверял, как идет процесс освоения материала.
Ну а если в команду брали сразу двух-трех новых сотрудников, то нагрузка на руководителя увеличивалась кратно. Перед HR была поставлена задача: обеспечить качественное обучение новичка и при этом высвободить время его наставника.
И такое решение нашлось.
Траектория профессионального роста
На платформе дистанционного обучения мы собрали все необходимые курсы, программы, документы и бизнес-процессы в единую систему адаптации. Траекторию обучения выстроили таким образом, чтобы она четко демонстрировала все возможности и этапы карьерного роста сотрудника. Новичок, открыв один лонгрид, получает представление обо всем объеме знаний, которыми нужно овладеть, и навыков, которым нужно научиться для перехода на следующий грейд. Он последовательно переходит от курса к курсу, выполняя тестовые и практические задания, а его руководитель в режиме реального времени может отслеживать динамику обучения.
Особое внимание мы уделили структуре и упаковке обучающего курса. Создание нового учебного материала — это творческий процесс, но проходит он всегда по строгим законам андрогогики. Мы следим за тем, чтобы обучение было понятным, увлекательным, актуальным, привязанным к решению практических задач сотрудника, и всегда тщательно собираем обратную связь по курсу. Объем знаний, который нужно освоить новичку в период адаптации (в среднем это 3 месяца), достаточно большой, поэтому мы упаковали информацию так, чтобы сохранить вовлеченность сотрудника на протяжении всего обучения, - собрали микс самых разных форматов: видеокурсы, скринкасты, статьи, конференции, книги, кейсы, видеоролики.
Думаете, что формат короткого анимационного видео хорошо заходит только зуммерам? Это стереотип! Мы убедились в этом на собственном опыте, когда изменили формат подачи сложной информации в курсе по документообороту. Стоило рассказать о выборе формы договора в анимированном ролике, как трудностей с этим процессом сразу стало меньше, чем после запуска традиционной обучающей презентации с аудиосопровождением.
Чтобы проверить, насколько хорошо усвоился пройденный материал, каждый учебный курс дополняется тестами и практическими заданиями.
Выстроив все обучающие материалы в единую систему, мы получили бесшовную, мультиформатную траекторию обучения, которую назначаем новичку, и в один клик представляем ему полную и прозрачную картину его развития в компании. При всем этом мы экономим время его руководителя, что не менее важно.
К чему это привело?
Не все результаты нашей образовательной реформы можно оцифровать, так как регулярно проводить опросы и исследования в Deltaplan Group мы стали с конца 2020 года, но некоторыми итогами можем поделиться.
Во-первых, к концу 2021 года до нуля снизилось количество увольнений среди новичков по причине некачественной адаптации. В 2018 году этот показатель составлял 30%.
Удовлетворенность новичков качеством обучения по итогам испытательного срока достигла 90% в 2021 году (ранее этот показатель не отслеживался, но мы считаем, что 90% — это отличный результат).
В 2022 году количество ошибок, совершаемых новичками при оформлении клиентских документов, снизилось до нуля. И, как отметили в обратной связи руководители, ранее 40-50% своего рабочего времени они тратили на адаптацию нового сотрудника, теперь этот процент снизился и составляет по разным данным до 20-30% (сравнивали периоды 2018-2020 и 2021 год).
Чек-лист “Как построить систему адаптации, которая будет работать”
Если вы также подумываете реализовать для своих сотрудников автоматизированную систему адаптации, предлагаем вам чек-лист, который поможет не упустить важные моменты. А тонкостей в этом процессе немало.
Итак, прежде чем запускать систему, проверьте, все ли этапы подготовки у вас пройдены:
□ Составлена матрица компетенций сотрудника, компетенции приоритезированы.
□ Разработаны обучающие программы с нуля (для этого проведены анализ целевой аудитории, проектирование курса, работа с экспертами, упаковка курса) или подобраны внешние релевантные программы обучения с привязкой к бизнес-целям компании.
□ Контент упакован согласно всем требованиям педагогического дизайна в формате презентации, онлайн-курса, видеоролика.
□ Формат контента разнообразен, подходит целевой аудитории.
□ Продуман процесс контроля знаний, сбора обратной связи участников процесса и мониторинг динамики обучения сотрудников.
□ Если категорий сотрудников несколько, проработаны отдельные профессиональные траектории развития для каждой из них
В процессе разработки системы важно избежать «подводных камней», а их может быть множество: нелогичная структура материала, неполная или непонятная подача (эксперту может показаться, что всё понятно, а новичку на самом деле нет), скучная подача материала (много текста, мало интерактива), недостаточная мотивация учащихся, учебный материал оторван от практической деятельности и так далее. Поэтому очень важно, чтобы в процесс создания автоматизированной системы адаптации были максимально включены все заинтересованные лица: ТОП (руководитель новичка), эксперт (носитель знаний) и методолог, который помогает структурировать и упаковать эти знания в максимально удобную форму. Тогда мы получим результат, который всех порадует.
Остались вопросы? Обратитесь к нам за консультацией по внедрению онлайн-обучения!
Людмила Белоусова
руководитель обучающих программ
Deltaplan Group
Telegram: @Lyudmila_Belousova
Больше интересных кейсов - в свежем выпуске журнала HR-мудрость "Устойчивое развитие HR"
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна