Войти/Зарегистрироваться
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Интернет-издание для профессионалов
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Фактчекинг — здоровая привычка здорового человека

06.09.2022
#личная эффективность
Почему нельзя слепо доверять новостям?

Вам приходилось читать новость, которая вызывает массу эмоций, переживаний, а потом выясняется, что всё совсем не так? Или почти так, но есть нюансы… Вроде бы, хорошо, что новость оказалась неправдой, но осадочек остался. В этой статье мы поговорим о том, как научиться лавировать в потоке информации, изучать первоисточник и отличать надуманное от реального положения дел – о фактчекинге.

Несложно догадаться, что означает это понятие – сочетание английских слов fact + checking, то есть проверка фактов. Принципы фактчекинга давно используются в журналистике перед публикацией материалов, чтобы сказку не сделать былью. Итак, возьмём за основу мысль А.Л.Тома: «Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, и, следовательно, я есмь», которую, кстати, приписывают Р.Декарту, и критически подойдём к чтению новостей.

1.    Поиск первоисточника. Источник может быть человеком (действие или высказывание) или неодушевлённым предметом (видеорегистратор, исследование). Хорошо, если в статье указывается ссылка, откуда поступила информация. На конкретное выступление или статью другого СМИ, на что-то, что мы можем проверить. Если до первоисточника не добраться, то стоит поискать подтверждение прочитанного в других, не связанных с этим, каналах.

Как пример хочу рассказать о прочитанной недавно статье про уход компании с российского рынка. Заголовок был яркий, содержание состояло по большей части из воды, поэтому я решила «посёрфить» интернет на предмет самой первой статьи на эту тему. Статья нашлась по таймингу (опубликовано такое-то количество часов назад), там было аккуратно написано про корпоративный отпуск и возможные перспективы, что не есть факт, а рассуждение. Новость подхватили и через пару публикаций в разных СМИ она уже предстала в новом свете.



2.    Выяснение мнения другой стороны. Это уже задачка посложнее, но если прочитанная новость вызывает массу вопросов, то стоит навести справки. Давайте вновь обратимся к предыдущему примеру про уход компании с рынка. Можно поискать сообщество компании, почитать, что там пишут текущие сотрудники, идеальный вариант – пообщаться с представителем «уходящей» компании.

3.    А не фейк ли это?

Вызывают вопросы формулировки «психологи выяснили» или «давно известный факт». Какие психологи и где? Какая была выборка респондентов? Нужно больше конкретики, дайте же ссылку на исследование!

Фейковые фото или подписи, не соответствующие самой фотографии, также можно подвергнуть проверке. Тут нам на помощь приходят специальные ресурсы, которые могут найти на фотографии дорисованные элементы или посмотреть, где это фото публиковалось ранее.

  • специализированный поисковик TinEye или поисковики Яндекс/Google проверят, где ещё встречалась такая фотография;

  • Findexif.com – сервис, который может предоставить данные о том, когда было сделано фото, некоторые параметры и даже иногда место съёмки;
  • Foto Forensics – сайт, где вы можете проверить фотографию на наличие дорисованных или вставленных элементов.

4.    Какой реакции от меня хотят?

Подумайте, с какой целью создавалась статья. В идеальном мире журналистика беспристрастна, отражает действительное положение вещей и информирует о событиях. Поэтому если текст эмоционален, в нем есть бравада или нагнетание – это звоночек. Как сформулирован заголовок, на что ставится акцент – обращайте внимание на детали.


Отдельно отмечу комментарии читателей под статьей. Бывает, выносишь один посыл от прочитанного, посмотришь, что пишут другие люди, и начинаешь рассуждать и спорить сам с собой, потому что там чаще всего нет единого мнения, приводятся другие «факты», которые вам, человеку уже подкованному, предстоит проверить на просторах бескрайнего. Спор, дискуссия даже внутри самого себя, как мы говорили выше, – это сомнение, а это значит, что вы мыслите, вы есть.

Ольга Заря

Больше об интересных инструментах личной эффективности - в выпуске журнала HR-мудрость "Устойчивое развитие HR"


  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...
Читайте также

HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.

Сетевое издание «HR-мудрость»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна