Войти/Зарегистрироваться
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Интернет-издание для профессионалов
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Лучше горькая правда: памятка по распознаванию лжи

16.02.2023
#личная эффективность
Признаки лжи, которые сможет увидеть каждый


Бывает ли ложь во благо? Это дискуссионный вопрос, и отвечают на него все по-разному, но уметь распознавать ложь хотел бы, пожалуй, каждый из нас – это вопрос личной безопасности и контроля ситуации. Мы подготовили для вас небольшую памятку по распознаванию лжи.

Ложь бывает двух типов – умолчание, когда собеседник скрывает от нас какую-то информацию, и искажение, когда преподносимая информация намеренно меняется.

Как узнать, что собеседник пытается что-то скрыть?

Оценивая речь в целом, мы можем заметить, что в какой-то момент наш визави вдруг начинает говорить тише и не так подробно отвечать на вопрос. В таком случае эксперты рекомендуют насторожиться: возможно, человек пытается что-то скрыть.

Если вы попросили кандидата рассказать о трех последних местах работы и рассказ о двух из них был полным, красочным и живым, а о третьем интервьюируемый не сказал почти ничего, формально обозначив причину увольнения и период работы, стоит «копнуть» поглубже.

Признаки умолчания:

  • Человек ускоряет свою речь,

  • Голос становится тише, может потерять внятность,

  • Более значительная пауза перед ответом,

  • Клишированная речь, формальная и скупая.

Важно не переусердствовать: может быть, пауза связана с тем, что человек на что-то отвлекся? Проверьте, вернувшись к теме через некоторое время.

Кривое зеркало

Искажая информацию, человек, как правило, ведет себя по-другому: мы можем наблюдать намеренное выделение, усугубление речевых и голосовых модуляций.

- «Кто разбил лампу», - спрашиваем мы у ребенка.

- «Я ничего не разбивал!», - начинает кричать он в ответ, взмахивая руками.

Ложь – это стресс

Ложь требует значительных усилий со стороны мозга: во-первых, это творческий процесс, которому необходимо больше энергии и ресурсов в целом, во-вторых, это порицаемый обществом процесс, врать – это стыдно, плохо, неправильно (ну, для большинства из нас).

Ложь требует концентрации. Если человек, который совершал монотонное действие во время речи (крутил провод, постукивал ручкой) внезапно перестает это делать, а через какое-то время возвращается к эту занятию, значит, мозг сконцентрировал ресурсы на трудоемкой задаче: может быть, наш собеседник что-то усиленно вспоминает, а может, и сочиняет на ходу? Лучше проверить.

Такие усилия над собой неминуемо вызывают стресс, и стоит учитывать признаки стресса в верификации лжи: если стресс проявляется на каких-то конкретных темах, которые не являются глубоко личными, на это стоит обратить особое внимание.


Мы предлагаем вам первые симптомы лжи, которые помогут ее распознать:

  • Учащенное дыхание,

  • «Смысловой барьер» - непроницаемость к определенным словам-стимулам,

  • Жесты острого стресса – человек что-то стряхивает с одежды, вертит и т.п. в момент разговора о какой-то теме,

  • Изменение поведения,

  • Обобщенные и неконкретные существительные и местоимения: люди, женщины, они, все, эти,

  • Обобщенная речь – обо всём и ни о чем. Универсальные количественные, которые позволяют говорить максимально обобщенно, неконкретно – никогда, никто, всё, каждый, всегда,

  • Отсутствие ответа и перевод темы: «Какой хороший вопрос», «Интересно… кстати…», «Я рад, что ты меня спросил…»,

  • «Амнезия» – «что-то не припомню», «дайте-ка подумаю, это было так давно»,

  • Философские ответы – «в некоторых культурах такого запрета нет», «а если посмотреть с другой стороны», «чисто теоретически», «с философской точки зрения»,

  • Давление на совесть: «Знаете, мне обидно», «Я думал, вы мне доверяете»,

  • Давление на жалость: «Так и знал...»,

  • Жалобы на контекст: «Мне жарко», «что-то мне не хорошо, голова болит»,

  • Комплименты: «я вижу сразу, что вы профессионал»,

  • Усиленные оправдания: «я никогда так не мог поступить», «этого не может быть, зачем мне это делать»

  • Атака вопросами – человек требует конкретики, тирады, встречные вопросы,

  • Подстройка – человек соглашается с самым нелепым оправданием ситуации,

  • Мимическая реакция противоречит речи (удивление на собственные слова и тому подобные противоречия).

Важно помнить, что реакция должна быть устойчивой – каждый раз при возвращении к конкретной теме вы наблюдаете признаки лжи, тогда как в другие момент человек их не проявляет? Вы на верном пути.

Надеемся, наша памятка поможет вам выяснить, лжет ли собеседник. А вот нужно ли это делать – решать только вам.

Евгения Максимова


О трендах современного рынка читайте в выпуске журнала HR-мудрость за 4 квартал 2022 года "Идеальный шторм"


  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...

HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.

Сетевое издание «HR-мудрость»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна