Казахстан – страна с активно развивающейся экономикой, и количество рабочих мест в ней только растет, в том числе за счет прихода международных компаний, «переезжающих» из России.
Казахстан не отстает от мировых тенденций, гиг-экономика активно развивается, и сотрудники ищут более гибкие форматы занятости – об этом свидетельствует рост рынка фриланс-услуг. Компании поддерживают тренд – расширяется практика аутсорсинга бизнес-процессов, услуг предоставления персонала.
При этом в стране остро стоит вопрос уровня компетенций работников – как отмечают представители государственных органов, лишь около 4% сотрудников регулярно проходят обучение и повышение квалификации. Внедрение профессиональных стандартов, центров сертификации, над которым сейчас ведется работа, должно частично решить эту проблему.
HR-специалисты казахстанских компаний, принявшие участие в открытом опросе «Рекадро» в июне, отмечают ключевые сложности, с которыми сталкиваются при подборе персонала:
помимо недостатка квалификации у кандидатов в целом, половина компаний отмечает нехватку знаний и у самих рекрутеров, которая мешает им успешно закрывать вакансии;
значительная инфляция - в апреле 2023 года за год она составила 16,8%, замедлившись на 1,3% (в марте 2023 года – 18,1%) – влияет и на рост ожиданий кандидатов по заработной плате, которые очень сильно расходятся с предложениями работодателей;
недостаток внимания рекрутинговым процессам со стороны руководителей также негативно влияет на процесс рекрутинга – менеджмент выделяет недостаточно бюджета на подбор персонала, нанимающие руководители более чем в трети случаев не вовлечены в процессы найма, 35% специалистов в сфере управления персоналом отмечают, что руководители не понимают ценность и значимость рекрутинга для компании;
острой проблемой остается низкая финансовая грамотность и, как следствие, высокая закредитованность населения (в первую очередь, среди линейных работников), которые не готовы в связи с долгами официально оформляться на работу;
компании также понимают ценность маркетинговых инструментов в привлечении и развития бренда работодателя в целом на рынке труда и видят здесь зону роста;
несмотря на улучшение ситуации с миграцией – за 2022 год на 27,1%, или на 7,2 тыс. человек (при общем сокращении численности эмигрантов на 8 тыс. человек) меньше, чем годом ранее, уехали в Россию, что предсказуемо – более 10% компаний всё же отмечают влияние этого фактора.
В республике хорошо развиты цифровые сервисы и представлен достаточно широкий спектр площадок для рекламы вакансий.
В большей степени работодатели пользуются именно онлайн-инструментами: лишь 25% практикуют расклейку листовок (в первую очередь, для рабочего персонала), 19% - рекламу в газетах, 13% - раздачу листовок, в ярмарках вакансий участвуют 29%.
Чаще всего:
для подбора рабочего персонала рекрутеры задействуют электронную биржу труда (enbek.kz), группы в мессенджерах, сайт объявлений olx, работные сайты,
для специалистов – работные сайты, группы в мессенджерах и продвижение в Инстаграм[1],
для руководителей – работные сайты, обращение в кадровые агентства и LinkedIn.
Однако эффективными эти источники называют не все компании, которые их применяют.
В условиях дефицита кадров и сложностей поиска службы управления персоналом стремятся оптимизировать рекрутинговые процессы и повысить их эффективность.
В связи с популярностью Whatsapp в стране многие компании используют автоматизацию рассылок в этом мессенджере, почти треть – создают свою службу подбора или нанимают внутреннего рекрутера, почти пятая часть занимается системным продвижением бренда работодателя на рынке труда и персонализирует пакет льгот и компенсаций для привлечения сотрудников.
Стоит отметить, что лишь небольшая часть предприятий системно пользуется аналитикой рекрутинга, грамотно сформулированным предложением работодателя (EVP) и ATS-системой. Недостаточное внимание уделяется и поддержке кандидата перед выходом на работу.
Большинство инструментов работодатели считают эффективными даже в случае, если не применяют их.
Несмотря на широкий набор инструментов и источников поиска, дефицит кадров остается одной из острых проблем казахстанских предприятий. Перед службой персонала стоит не только задача «прокачать» свои навыки в подборе и маркетинге, но и убедить руководителей в ценности развития бренда работодателя и инвестиций в эффективный рекрутинговый процесс – и ситуация на рынке труда должна ей в этом помочь.
[1] Организация Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Евгения Максимова
Об актуальных методах привлечения и удержания сотрудников читайте в журнале HR-мудрость за 2 квартал 2023 года "Пересборка рекрутинга"
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна