Войти/Зарегистрироваться
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Интернет-издание для профессионалов
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Степи подбора персонала в Казахстане

05.09.2023
#рынок труда
#рекрутинг
Работающие инструменты на узком рынке

Казахстан – страна с активно развивающейся экономикой, и количество рабочих мест в ней только растет, в том числе за счет прихода международных компаний, «переезжающих» из России.

Казахстан не отстает от мировых тенденций, гиг-экономика активно развивается, и сотрудники ищут более гибкие форматы занятости – об этом свидетельствует рост рынка фриланс-услуг. Компании поддерживают тренд – расширяется практика аутсорсинга бизнес-процессов, услуг предоставления персонала.

При этом в стране остро стоит вопрос уровня компетенций работников – как отмечают представители государственных органов, лишь около 4% сотрудников регулярно проходят обучение и повышение квалификации. Внедрение профессиональных стандартов, центров сертификации, над которым сейчас ведется работа, должно частично решить эту проблему.

HR-специалисты казахстанских компаний, принявшие участие в открытом опросе «Рекадро» в июне, отмечают ключевые сложности, с которыми сталкиваются при подборе персонала:

  • помимо недостатка квалификации у кандидатов в целом, половина компаний отмечает нехватку знаний и у самих рекрутеров, которая мешает им успешно закрывать вакансии;

  • значительная инфляция - в апреле 2023 года за год она составила 16,8%, замедлившись на 1,3% (в марте 2023 года – 18,1%) – влияет и на рост ожиданий кандидатов по заработной плате, которые очень сильно расходятся с предложениями работодателей;

  • недостаток внимания рекрутинговым процессам со стороны руководителей также негативно влияет на процесс рекрутинга – менеджмент выделяет недостаточно бюджета на подбор персонала, нанимающие руководители более чем в трети случаев не вовлечены в процессы найма, 35% специалистов в сфере управления персоналом отмечают, что руководители не понимают ценность и значимость рекрутинга для компании;

  • острой проблемой остается низкая финансовая грамотность и, как следствие, высокая закредитованность населения (в первую очередь, среди линейных работников), которые не готовы в связи с долгами официально оформляться на работу;

  • компании также понимают ценность маркетинговых инструментов в привлечении и развития бренда работодателя в целом на рынке труда и видят здесь зону роста;

  • несмотря на улучшение ситуации с миграцией – за 2022 год на 27,1%, или на 7,2 тыс. человек (при общем сокращении численности эмигрантов на 8 тыс. человек) меньше, чем годом ранее, уехали в Россию, что предсказуемо – более 10% компаний всё же отмечают влияние этого фактора.


Как же закрывают вакансии специалисты по подбору персонала в Казахстане?

В республике хорошо развиты цифровые сервисы и представлен достаточно широкий спектр площадок для рекламы вакансий.

В большей степени работодатели пользуются именно онлайн-инструментами: лишь 25% практикуют расклейку листовок (в первую очередь, для рабочего персонала), 19% - рекламу в газетах, 13% - раздачу листовок, в ярмарках вакансий участвуют 29%.

Чаще всего:

  • для подбора рабочего персонала рекрутеры задействуют электронную биржу труда (enbek.kz), группы в мессенджерах, сайт объявлений olx, работные сайты,

  • для специалистов – работные сайты, группы в мессенджерах и продвижение в Инстаграм[1],

  • для руководителей – работные сайты, обращение в кадровые агентства и LinkedIn.

Однако эффективными эти источники называют не все компании, которые их применяют.


В условиях дефицита кадров и сложностей поиска службы управления персоналом стремятся оптимизировать рекрутинговые процессы и повысить их эффективность.

В связи с популярностью Whatsapp в стране многие компании используют автоматизацию рассылок в этом мессенджере, почти треть – создают свою службу подбора или нанимают внутреннего рекрутера, почти пятая часть занимается системным продвижением бренда работодателя на рынке труда и персонализирует пакет льгот и компенсаций для привлечения сотрудников.

Стоит отметить, что лишь небольшая часть предприятий системно пользуется аналитикой рекрутинга, грамотно сформулированным предложением работодателя (EVP) и ATS-системой. Недостаточное внимание уделяется и поддержке кандидата перед выходом на работу.

Большинство инструментов работодатели считают эффективными даже в случае, если не применяют их.


Несмотря на широкий набор инструментов и источников поиска, дефицит кадров остается одной из острых проблем казахстанских предприятий. Перед службой персонала стоит не только задача «прокачать» свои навыки в подборе и маркетинге, но и убедить руководителей в ценности развития бренда работодателя и инвестиций в эффективный рекрутинговый процесс – и ситуация на рынке труда должна ей в этом помочь.



[1] Организация Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ



Евгения Максимова

Об актуальных методах привлечения и удержания сотрудников читайте в журнале HR-мудрость за 2 квартал 2023 года "Пересборка рекрутинга"

  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...

HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.

Сетевое издание «HR-мудрость»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна