Войти/Зарегистрироваться
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Интернет-издание для профессионалов
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Как искали сотрудников, когда не было интернета

23.04.2024
#рынок труда
#события
#hr бренд
#hr tech
Многолетний опыт Рекадро

За последние 25 лет технологии изменили нашу жизнь до неузнаваемости, поменяв подход к решению почти каждой рабочей задачи. От поминутной тарификации звонков мы перешли к безлимитному мобильному интернету, от взятых на прокат DVD-дисков - к стриминговым платформам, от самостоятельного поиска - к запросам у нейросетей. Сегодня многие методы рекрутинга утратили эффективность. Давайте вспомним, как работали рекрутеры, когда всего этого не было.

Рэкет и рекрутинг

В девяностые слово «рекрутинг» было знакомо немногим. Неизвестность этого термина даже была закреплена в Словаре неологизмов русского языка конца XX века, вышедшем в 1998-м году: 

Рекрутинг.  Найм рабочей силы (преимущественно для работы за рубежом) через специальные агентства. Мишель подивилась такой шикарной нише [как отсутствие Биржи труда], сверившись с законодательством и убедившись, что рекрутинг в России не запрещён, а всего лишь не известен, мисс Шор набрала штат сотрудников и вместе с ними разработала стратегию новой компании. «На невском», 1997, 7. 

- В 2000-м году нас с Екатериной Николаевной пригласили на телевидение, – вспоминает Наталья Зуева, - и ведущий, готовясь к передаче, вышел на улицы города, чтобы спросить у жителей, знают ли они, кто такой «рекрутер». Ответ был ожидаем: подавляющее большинство уверенно ответили, что – это то же самое, что и «рэкетир».

Наталья Зуева и Екатерина Елендо 25 лет назад основали кадровую компанию, которую теперь все знают как «Рекадро». Сейчас это один из лидеров рынка в части подбора производственного персонала, а тогда им приходилось объяснять директорам, что, собственно, такое «кадровая компания».

Картотека и вечерние обзвоны

Сейчас в это трудно поверить, но еще в начале 2000-х годов одним из важнейших активов любой кадровой компании была картотека анкет соискателей. В офисе агентства был шкаф во всю стену, набитый папками с анкетами. Когда компании поступал заказ, то сперва поиск кандидатов осуществлялся по такой картотеке, отсортированной по сферам и профессиям. 

В то время резюме могло сказать о человеке немного больше, чем сейчас, когда работные сайты приучили всех к стандартным формам. Некоторые писали от руки, другие приносили распечатанные на принтере, и здесь можно было посмотреть на качество бумаги и печати. Если работник банковской сферы приносит резюме на дорогой финской бумаге, значит, скорее всего, у него еще есть работа - распечатывал там, если и бумага, и печать не очень – печатал дома или у друзей – сидит без работы. 

Кроме того, к резюме часто прикладывали фото – у одних это было фото для паспорта, у других – из отпуска. Рекрутеры о многом могли догадаться по снимкам. 

На обороте резюме часто ставились пометки для коллег, чтобы не тратили время: «В архив на веки вечные», «Наполеон», «От всего отказывается».

Кандидатов из этой базы нужно было обзванивать в вечернее время: днем многие были на работе, а мобильные телефоны все еще были большой редкостью – звонить нужно было на стационарный домашний телефон. Сообщение с просьбой перезвонить можно было отправить на пейджер – они еще были в ходу - но тогда и рекрутер должен был ждать звонка. Как сегодня, связаться с любым человеком в любой момент было нельзя, но зато кандидаты всегда брали трубку и читали все сообщения. 

- Даже когда в стране появились сначала «онлайн-доски объявлений» о поиске работы, а затем и заработали первые работные сайты, некоторые рекрутеры старательно этого не замечали, доверяя только нашей базе, – вспоминает Екатерина Николаевна. – Пришлось даже вводить отдельный KPI – привлечение кандидатов с работных сайтов. Впрочем, от собственной базы мы так и не отказались, просто теперь она у нас электронная, в ней сотни тысяч кандидатов. А бумажную базу мы торжественно сожгли. 

Очередь за брендом

В 2024-м словосочетание «очередь из кандидатов» звучит либо как мечта, либо как издевка. Но в истории компании Рекадро есть и такие эпизоды. Они показывают, как важна узнаваемость бренда и надежная репутация. 

В середине 2000-х в России началась масштабная кампания по привлечению и локализации в стране иностранных автомобильных производств. Первым регионом, включившимся в гонку за заводы, стала Калужская область, где вскоре открылся большой завод Volkswagen.

- Большой завод, всемирно известная марка, всем было интересно, всем хотелось устроиться туда на работу, – вспоминает Екатерина Николаевна. – Но тогда иностранные компании предвзято относились к российским компаниям, предпочитая международные, хорошо известные бренды. Соответственно и подбор персонала на калужский завод они отдали международному агентству, только-только открывшему филиал в нашем городе. И вот по телевизору показывают пресс-конференцию губернатора, ему задают вопрос: «Как устроиться туда на работу». Губернатор отвечает: «Подбором будет заниматься кадровое агентство» - и не уточняет какое! На следующее утро очередь из кандидатов стояла у наших дверей, а не у крутой международной фирмы – наш бренд местные знали лучше. Со временем это дошло и до руководства пришедшего в Россию иностранного бизнеса, и мы много лет успешно работали с автомобильным кластером. 

Сегодня специалисты копании Рекадро используют множество цифровых продуктов, позволяющих рекрутеру работать с большими объемами данных, но в каждом выпуске журнала HR-мудрость есть рассказы о свежих кейсах, с которыми столкнулись сотрудники, и из них ясно, что умение общаться с людьми — это главный навык для эйчара. За 25 лет компания Рекадро выросла из союза двух энтузиасток, подбиравших персонал в обмен на аренду офиса, в федеральную компанию, способную и укомплектовать завод, и найти редчайшего сотрудника. Более 20 000 устроенных специалистов не дадут соврать.



  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...

HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.

Сетевое издание «HR-мудрость»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна