Результаты опроса российских работников
По итогам открытого опроса 7 925 российских работников «Забота от работодателя», проведенного компанией «Рекадро» в августе-сентябре 2023 года
Программы, направленные на благополучие сотрудников (well-being) всё чаще становятся частью пакета льгот и компенсаций компаний, которые стремятся привлечь и удержать сотрудников. Работодатели стараются заботиться о всех элементах благополучия работников (физическое здоровье и активность, ментальное здоровье и эмоциональное состояние, финансы, карьера, социальные связи и общественная вовлеченность).
Но насколько это важно для сотрудников? Ценят ли они предлагаемые работодателем возможности? Мы провели опрос работающих специалистов различных категорий и профессиональных сфер.
Ценность заботы
Более половины российских работников в той или иной степени ощущают заботу работодателя о себе.
Забота работодателя чаще всего проявляется в предоставлении достойных условий труда, соблюдении ТК РФ, достойном уровне зарплаты. Пятая часть отметила благодарность за работу со стороны работодателя и возможности развития.
При этом почти четверть сотрудников российских компаний (23%) считают, что забота работодателя о них никак не проявляется.
В пятерке наиболее востребованных элементов заботы - почти те же методы, но немного в ином порядке. Сотрудники также часто ожидают от работодателя возможностей карьерного роста (28%), программ заботы о здоровье (27%), возможностей развития (26%), личной поддержки и заботы руководителя (20%).
Меньше всего сотрудники ценят обучение финансовой грамотности, социальные программы (корпоративные благотворительные мероприятия с участием сотрудников, волонтерство, субботники и т.п.), корпоративного психолога/оплату консультаций у психолога, менторство и коучинг (помощь в определении путей развития, содействие развитию и росту).
По большинству составляющих программы заботы о благополучии сотрудники испытывают дефицит – отмечают как важные для себя чаще, чем их предоставляет работодатель.
А должен ли работодатель в принципе заботиться о сотрудниках? Наши респонденты уверены, что да:
- 56% отметили «однозначно да», так как работа – значимая часть жизни людей и они многое ей отдают;
- Еще 36% считают, что работодатель должен заботиться о сотрудниках только в вопросах, касающихся работы, 15% при этом мотивируют такое ограничение нежеланием смешивать работу и личную жизнь;
- И только 8% полагают, что работодатель не обязан проявлять заботу: часть считает, что сотрудники – наемные работники, и главное – достойный доход (5%), а некоторые (3%) уверены, что усилия бессмысленны, ведь работники приходят и уходят.
Можно также отметить, что мужчины и женщины немного разошлись во мнениях по этому вопросу – на 6% больше мужчин считают, что работодатель не обязан заботиться о сотрудниках.
Взаимные усилия
Считают ли российские специалисты, что они сами должны заботиться о своем работодателе? Скорее да, но есть сомнения. Почти треть (31%) не согласны с таким подходом. При этом всё же две трети опрошенных отмечают, что коллектив такую заботу проявляет.
Все-таки тезис «мы приходим на работу, чтобы работать» остается актуальным. Чаще всего работники ценят заботу работодателя о своих финансах и карьере; но эмоциональное состояние на работе также является важным аспектом: личная поддержка руководителя, благодарность за работу – значимые факторы, по которым сотрудники определяют свою ценность для работодателя. В совокупности эти факторы оказываются даже важнее, чем забота о физическом здоровье - жизнь и работа в стрессогенной среде влияют на российского работника негативно, и эмоциональная, психологическая поддержка сегодня более востребована. Жаль, но не все сотрудники российских компаний считают, что забота должна быть взаимной, хотя культура взаимного уважения и сотрудничества поможет сделать бизнес успешным, а работников – счастливыми.
Евгения Максимова
Больше о человекоцентричном подходе в бизнесе читайте в журнале HR-мудрость за 3 квартал 2023 года "Бизнес для людей"