Войти/Зарегистрироваться
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Интернет-издание для профессионалов
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Коммуникации Z

02.11.2021
#кейсы и практики
Как выстраивать корпоративные коммуникации с людьми, которые не знают жизни без интернета, не хотят смотреть ролики длиной больше двух минут и читать лонгриды?

Феномен поколения Z обсуждается уже давно - как выстраивать корпоративные коммуникации с людьми, которые не знают жизни без интернета, не хотят смотреть ролики длиной больше двух минут и читать лонгриды?

Начиная с принятия решения о трудоустройстве, «центениалы» отличаются от своих предшественников выбором критериев и источников.

«Люди поколения Z не представляют свою жизнь без интернета, поэтому будьте уверены, что, принимая решение прийти работать к вам в компанию, такой молодой человек досконально изучил ваш сайт, страницу в Facebook или Instagram. Если ваша целевая аудитория ― молодые люди поколения Z, то необходимо удостовериться, чтобы все внешние источники информации о компании были максимально информативными и удобными», - рекомендует Наталья Савкина, директор по персоналу логистической компании «ДАКСЕР».

Какими принципами стоит руководствоваться при построении внутренних коммуникаций, если ваши работники принадлежат поколению Z?

Свобода

Нет формализму и бюрократии! Запомните этот девиз и всегда следуйте ему в своих отношениях с «зетами».

«Выстраивая формат коммуникации, важно помнить, что поколение Z по-другому подходит к выполнению задач, их методы решения рабочих вопросов отличаются в корне. В SuperStep большую часть сотрудников уже можно отнести к поколению Z, и по нашему опыту выстраивания коммуникации можно сказать, что их ценности базируются на свободном общении и индивидуальности. Бренд SuperStep является молодежным продолжением сникер-культуры, поэтому мы за креативность и ставим задачи без бумажной рутины, используя в большей степени гибкие диджитал-инструменты. Мы поощряем творческое начало, свободу мышления и нестандартный подход к решению задач», - делится опытом Никита Захаров, Marketing & E-com head сети кроссовок SuperStep.

Однако, правила нужны. 

Так, Александр Высоцкий, основатель консалтинговой компании Visotsky Consulting, рассказал об опыте ведения правил работы в Telegram, которые помогают выстроить эффективное взаимодействие и процессы: «Много лет основным каналом коммуникации между сотрудниками в нашей компании была электронная почта. Однако в Центральной Компании, первом нашем подразделении, перешедшем в онлайн, было решено переключиться на Telegram. Мессенджеры очень удобны тем, что позволяют решать вопросы оперативно, но всегда есть риск того, что поток сообщений будет отвлекать сотрудника, поэтому мы разработали целый свод правил коммуникации в Telegram. Для некоторых зумеров это казалось смешным: зачем столько правил, ведь это всего лишь мессенджер? Но в стрессовой ситуации люди иногда действуют вопреки здравому смыслу, и поэтому разумные правила важны. Например, у каждого сотрудника должны быть выключены уведомления в Telegram. Мы настаиваем на том, чтобы сотрудник сознательно планировал время, когда будет разбирать входящие запросы. Сначала это сложно для представителей поколения Z, привыкших постоянно быть на связи и проверять телефон ежеминутно. Кроме того, мы всегда рекомендуем делать два аккаунта: один рабочий, а другой - личный. Но в этом вопросе среди наших сотрудников, даже среди представителей поколения Z, нет единогласия. Некоторым из них комфортно совмещать как рабочую переписку, так и личную, постоянно оставаясь на связи с родными, но в то же время держа руку на пульсе в компании даже после 18:00».

Доверие

Дистанция между руководителем и подчиненным стремительно сокращается. Всё потому, что для Z нет непререкаемых авторитетов: им нужно на собственном опыте убедиться в реальности или ценности того или иного факта. Доверие становится бесценным инструментом мотивации, и на его базе нужно строить коммуникации с молодыми сотрудниками.

«С зумерами невозможно выстроить эффективную коммуникацию, если они вам не доверяют, - подтверждает Анна Архипова, PR-менеджер ICL Services. - Поэтому вначале необходимо заслужить доверие цифрового поколения. Для этого мы в ICL Services выполняем свои обещания. Будь то сессия высшего руководства или комментарии под постом в Инстаграм, важно показать, что мнение аудитории значимо, что к ней прислушиваются. Вы сделали пост с музыкальной подборкой осенних треков, а в комментариях попросили сделать плейлист? Создайте его. На встрече с руководством сотрудники высказали критические комментарии по работе одного из отделов? Проанализируйте ситуацию, внедрите необходимые изменения и обязательно вернитесь с итогом, чтобы аудитория точно знала, что ее пожелания не остаются без внимания».

Вовлеченность и обратная связь

Хочешь сделать систему коммуникаций для зумера эффективной? Спроси его как!

Надежда Климанова, руководитель отдела внутренних и внешних коммуникаций FM Logistic в России, делится опытом: «Представители самого современного поколения привыкли к обратной связи в режиме реального времени в виде лайков и комментариев, к сверхбыстрой коммуникации и полной открытости. В нашей компании внутренние связи современны и цифровизированы. Мы постоянно проводим опросы, ориентируясь на предпочтения сотрудников, и пытаемся выстроить современную и эффективную коммуникационную модель».
Анна Архипова подтверждает: «Принципиальное отличие поколения Z – восприятие информации. Если раньше сотрудникам можно было сказать «делайте так», то с поколением Z это уже не работает. Очень важна обратная связь, поэтому опросы вовлеченности составляют значительную часть наших коммуникаций».

Быстрота, простота и доступность

В бесконечном потоке информации человеческий мозг адаптируется и начинает фильтровать данные уже после первых секунд просмотра или прочтения – отсюда и недостатки клипового мышления, когда сотрудник не может долго сосредоточиться на одной задаче. Да и зачем запоминать информацию, если ее легко найти в сети? Привычка получать быстрый доступ к знаниям означает передачу части работы своего мозга поисковикам. Для компаний это влечет за собой сложности в обучении персонала – центениалам нужны простота и доступность информации, скорость реагирования, структурированная и неперегруженная база знаний.

Никита Захаров рекомендует ставить цель коротко, чтобы обойти “восьмисекундный” фильтр: «Сотрудники нового поколения плохо запоминают нужную информацию, потому что росли в социуме, где абсолютно всё можно узнать в интернете без особых усилий. Бизнесу уже просто необходимо мониторить современную повестку дня на наличие новых диджитал-инструментов. Сейчас полным ходом развивается метавселенная Марка Цукерберга, которая является интернетом будущего, основанная на виртуальной, дополненной и физической реальностях. Пока эта трансформация будет только в Facebook, но, возможно, через несколько лет мы из Zoom-встреч перейдем в новый формат коммуникации».

Надежда Климанова делится практиками: «Ключевую роль в этом направлении играет наша внутренняя сеть Hello, которая совмещает в себе множество инструментов и платформ. Например, лента новостей агрегирует корпоративные инфоповоды компании из разных стран мира с возможностью ставить «лайки» и писать комментарии. Это объединяет и способствует поддержанию командного духа и единства по всему миру. Внутри сети существуют сообщества ― цифровые рабочие пространства, которые можно настраивать и использовать совместно с группой людей. В них сотрудники могут управлять проектами, делиться опытом с коллегами и даже рассказывать о своих увлечениях и хобби. На данный момент в компании уже более 200 сообществ. Все актуальные фото и видео собраны в медиацентре. Ориентироваться в организационной структуре FM Logistic, находить коллег и их контактную информацию помогает справочный каталог PEPS (People Empowerment Solutions). Для внутрикорпоративного дистанционного обучения в нашей компании функционирует портал FM University с различными курсами и вебинарами, а также онлайн-библиотекой, в которой собрано более 2,5 тыс. деловых книг.

У нашей интрасети также есть приложение с доступом во все вышеперечисленные платформы, и это играет очень важную роль, так как поколение Z потребляет информацию в любое время суток. Смартфоны — это неотъемлемая часть их образа жизни».

Наталья Савкина рекомендует обязательно использовать геймификацию, которая помогает сделать процесс увлекательным и прозрачным: «Выстраивая внутренние коммуникации для такой аудитории, необходимо принимать во внимание, что зумеры не будут тратить свое время на изучение многостраничных документов. Используйте визуализацию, инфографику, сделайте удобный переход в виде ссылок на смысловые блоки документа. Для поколения Z использование интернета, YouTube, социальных сетей и мессенджеров для получения информации — это норма жизни, поэтому в профессиональной коммуникации важно не ограничиваться рассылкой по корпоративной почте. Используйте онлайн-опросники, видео в YouTube, делайте презентации интерактивными с помощью Mentimeter или иных сервисов. В корпоративном обучении для такой целевой аудитории новые технологии открывают массу возможностей. Недавно мы проводили мобильный тренинг с использованием одного известного мессенджера: в течение недели сотрудники имели возможность участвовать в обучении, выполнять задания, зарабатывать баллы, при этом не выключаясь из рабочего процесса. Да, геймификация здорово помогает повысить эффективность образования в компании. Рейтинги, баллы, «звездочки» за достижения — это работает! Для поколения Z важны удобство и утилитарность, так что сделайте доступ к корпоративному порталу доступным с любых устройств».


В ICL Services коммуникации также стали цифровыми. Анна Архипова приводит практичные примеры: «Чтобы сотрудники могли оперативно отслеживать актуальные новости компании, у нас функционирует мобильное приложение. Не обязательно мониторить портал или читать новости с рабочего компьютера, находясь в офисе. Можно просто открыть приложение и узнать, что сейчас происходит. С этой же целью были созданы несколько Телеграм-каналов различной тематики. Например, все корпоративные мероприятия, развлекательные активности и конкурсы для сотрудников мы промоутим в одном канале, а для популяризации экологических акций и эко-привычек – используем другой. Сотрудникам такой подход нравится. А с появлением возможности комментировать сообщения в канале отклик стал еще выше.

Интересно, что пандемия поспособствовала большему внедрению видео в наши коммуникации. Систематически руководство проводит встречи с сотрудниками для презентации стратегии дальнейшего развития компании. И если раньше мы были ограничены вместимостью зала, расположением площадки и временем мероприятия, то теперь «Strategy Updates» перешли в онлайн. Мы охватываем большее количество сотрудников, в том числе тех, кто находится вне городов присутствия компании. Люди меньше отвлекаются, не тратят время на дорогу и сборы, а в нужный момент включают видео и общаются с директорами на равных, задают вопросы, предлагают идеи».

В Visotsky Consulting также делятся информацией с сотрудниками через Telegram: «Мы регулярно публикуем новости подразделения в Telegram-канале. За него отвечает отдел PR, в котором есть секция, посвящённая именно внутренним коммуникациям. Там мы стараемся уйти от формализма, давать объективную и чёткую информацию, экспериментировать с форматами. У поколения Z мало времени - они не готовы тратить его на написание огромных постов “по обязаловке”. Если сотруднику проще нажать на реакцию или отправить стикер под записью в Telegram - мы будем идти в этом направлении», - комментирует Александр.

Ценности на первом плане

Зумеры хотят получать высокую зарплату (думаю, эта новость для нас не новость). Но помимо заработной платы, представители нового поколения смотрят на задачи, которые им придется решать, на роль компании в окружающей среде и ее миссию.

Зуева Наталья, генеральный директор FlyCommunity, уверена в значимости социальной ответственности бизнеса для зетов: «По мероприятиям, которые мы проводим среди молодежи, можно прогнозировать, что «зеты» хотели бы, чтобы их работа оказывала позитивное влияние на окружающую среду. Они инициативно поднимают тему экологии в широком спектре, намерены защищать окружающую среду и при этом настроены работать на тех, кто поддерживает близкие им ценности. Есть основания полагать, что поколение Z может поменять традиционный российский менталитет и сам взгляд на проблему. Ставка на экологию и рециклинг уже сегодня является экономически обоснованной для компании, и это поддерживается будущим поколением».
Александр Высоцкий также советует поддерживать в сотрудниках высокие цели: «Главный тренд, который мы используем в коммуникациях с сотрудниками, это честность и прозрачность. Мы понимаем, что молодёжь не готова ходить на работу просто так: им нужна масштабная цель и возможность изменить мир. А задача компании - постоянно напоминать об этом, причём максимально просто и искренне, после чего двигаться пошагово к цели».

Работая с зумерами, нужно менять привычные подходы и форматы, но многие из этих изменений идут компаниям только на пользу, помогая развить скорость, повысить результативность и быть более открытыми. В будущем нас ждут новые вызовы коммуникаций с приходом поколения Альфа – возможно, изменения будут не менее масштабными и концептуальными. Но будем решать проблемы по мере их поступления.

Евгения Максимова

Больше о современных внутренних коммуникациях читайте в выпуске журнала HR-мудрость "ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ"


  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...

HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.

Сетевое издание «HR-мудрость»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна