По результатам исследования компании «Рекадро» «Обучение и развитие современного специалиста»
Говоря о развитии сотрудников, мы часто упоминаем внутреннюю мотивацию на развитие и рост. Однако 16% опрошенных нами специалистов разных сфер считают, что за развитие сотрудника как специалиста отвечает в первую очередь работодатель. С другой стороны, хорошо, что не 84%...
Как часто российские работники на самом деле обучаются?
Почти пятая часть делает это непрерывно, но 23% отметили, что учатся реже, чем раз в год.
При этом более половины специалистов учатся в личное время, лишь 21% делает это исключительно в рабочее время.
Почти 10% не обучаются вовсе, а 43% проходят только бесплатное обучение. Заботятся ли работодатели о повышении квалификации сотрудников? Менее трети участников исследования отметили, что их обучение организует и оплачивает работодатель, чуть больше четверти – что работодатель оплачивает обучение, которое они выбрали сами.
Бюджеты на обучение и развитие сотрудников сокращаются. За последний год 11,4% не проходили никакое обучение, менее половины получали знания и навыки по профессии.
Россияне стремятся получать знания не только в профессиональной сфере: более четверти из них учатся по тематике, связанной с личными увлечениями, 14% изучают психологию, которая становится всё более популярной с учетом длительного влияния стресс-факторов, 13% - вкладывают ресурсы в общее развитие (философия, математика, экономика, история, астрономия и т.п.). Популярны также развитие цифровых компетенций, изучение иностранных языков.
Меньше всего в прошлом году российские специалисты обучались управлению проектами (6%), экологии (если она не связана с их профессиональной деятельностью) (2%), получали бизнес-образование (5%).
Удовлетворенность пройденным обучением достаточно высока: 88% абсолютно или в большинстве случаев остались им довольны.
Сегодня всё более популярным становится онлайн-обучение:
· 37% опрошенных нами работников проходили учебные курсы онлайн, 20% - офлайн;
· 23% прослушали дистанционные курсы;
· Тренинги и семинары онлайн посетили 15% специалистов, офлайн – только 9%;
· Послушали форумы и конференции, сидя перед экраном ноутбука или смартфона – 5,6%, сходили на них в реальности – 4,1%.
Говоря об эффективности обучения, работодатели много внимания уделяют теме наставничества и менторства, интерактивности, геймификации. Сотрудники же отмечают, что в прошлом году редко сталкивались с такими форматами:
· Коучинг, наставничество- 3%,
· Ролевые и деловые игры, направленные на получение знаний и навыков – 5%,
· Нетворкинг (встречи с профессиональным сообществом, обмен опытом) – 3%,
· Воркшопы – 2%.
Чаще всего российские специалисты повышают свои знания и навыки с помощью онлайн-курсов, мониторинга информации в интернете и дистанционных курсов. Насколько ценным может быть такое обучение?
Сами работники считают наиболее эффективными офлайн-курсы, ценят они и интернет-скрининг, и курсы онлайн. Коучинг и наставничество при этом набрали 10% голосов, что более чем в три раза выше тех, кто такое обучение недавно проходил. Однако в целом специалисты выбирают онлайн-формат в качестве результативного способа обучения.
Какие качества считают важными современные работники российских компаний?
В пятерку лидеров вошли:
1. Внимательность (51%)
2. Добросовестность и ответственность (46%)
3. Стрессоустойчивость (45%)
4. Адаптивность, гибкость (44%)
5. Уверенность в себе (42%).
Большинство популярных качеств не относятся к компетенциям будущего – работники видят свой вклад скорее в качественном выполнении текущих задач, чем в развитии и инновациях, хотя более трети голосов набрали активность и инициативность (36%), а целеустремленность отметила треть опрошенных.
Наименее популярными качествами стали:
· Презентабельность
· Мультикультурность и открытость
· Экологическое мышление
Цифровое мышление считают значимым лишь четверть опрошенных.
Российские специалисты готовы учиться и развиваться, но ожидают больше инициативы от работодателей и мало рефлексируют на тему результатов и эффективности обучения, считая наиболее полезными те форматы, которые им попросту удобны. Работодателям в любом случае придется брать ответственность на себя за развитие у своих сотрудников навыков и компетенций будущего.
Евгения Максимова
Больше интересных материалов по теме обучения и развития сотрудников вы найдете в выпуске журнала HR-мудрость за 1 квартал 2023 года "Весна надежд"
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна