Что такое успешное интервью? Любая встреча с потенциальным кандидатом преследует, как минимум, несколько целей:
оценить соответствие кандидата должности, его потенциал и мотивацию,
замотивировать кандидата на вакансию,
выстроить коммуникации и доверительные отношения с кандидатом для успешных переговоров.
Иногда интервьюер уделяет большое внимание какое-то одной из целей, отодвигая остальные на второй план и, как следствие, не получая полноценный результат. И его можно понять: общение – это не механический процесс, в ходе живого взаимодействия двух людей можно легко уйти от темы и забыться.
Чтобы интервью всегда давало нужный результат, мы рекомендуем помнить о нескольких простых правилах.
Правило 1. Структурировать интервью
Как и в любой работе, в собеседовании с кандидатами нужен четкий план, соответствующий вашим целям (кстати, не забудьте их поставить!). Для себя вы можете обозначить время, которое требуется для достижения каждой из целей и таким образом спланировать объем интервью и порядок этапов. Если вы опытный интервьюер – то сможете этапы миксовать, так как в живом общении кандидат более открыт и вы получите больше достоверной информации, например, в обсуждение потребностей кандидата и ответов на его вопросы о рассматриваемом месте работы встраивать вопросы на оценку компетенций. Но если вы только начали проводить интервью, структура особенно важна.
Мы рекомендуем обязательно включить в интервью следующие этапы, их порядок может меняться с учетом ваших потребностей:
приветствие и знакомство,
small talk – «вступление в контакт»,
презентация вакансии и компании и ответы на вопросы кандидата,
выявление мотивации кандидата,
выявление соответствия кандидата должности,
мотивирование кандидата, ответы на вопросы и снятие сомнений,
достижение договоренностей,
прощание.
Правило 2. Оценивать кандидатов профессионально, а не интуитивно
Многие работодатели, особенно нанимающие менеджеры, которые не обучались искусству проведения собеседования, до сих пор в отборе используют только биографическое интервью, оценивая кандидата в общем на основании его карьерного пути и личных впечатлений от общения. Однако, чтобы сделать осознанный выбор, к разговору с кандидатом нужен профессиональный подход, и интервью по компетенциям – неотъемлемая его часть.
Чтобы поддержать своих рекрутеров, мы разработали внутренний инструмент для проведения качественного собеседования – сервис «Эффективное интервью», который позволяет создать и структурировать вопросы для интервью по компетенциям:
в сервисе можно создать свои компетенции и добавить к ним вопросы или воспользоваться уже готовым банком компетенций с разработанными под них вопросами,
можно выбрать компетенции под конкретную должность, тем самым создав структуру интервью и перечень вопросов,
выгрузить список вопросов в Excel,
провести интервью с кандидатом с помощью самого сервиса, отмечая свою оценку по каждому из вопросов,
сравнить кандидатов между собой по оценке их ответов и общему количеству баллов.
При составлении списка компетенций не забудьте включить и те, которые необходимы для современного специалиста – цифровое мышление, лояльность к изменениям, гибкость. В свой сервис, например, мы включили перечень компетенций, которыми должен обладать сотрудник, работающий дистанционно.
Правило 3. К интервью нужно готовиться
Банально, да? Но интервьюеры все-таки забывают провести полную подготовку, в результате чего может снизиться качество собеседования или кандидат может получить негативный опыт взаимодействия с компанией.
Заранее проверьте качество связи, готовность аппаратуры, задний фон, если вы проводите интервью онлайн; предупредите офис-менеджера/коллег и подготовьте место собеседования (например, разложите сувенирную продукцию, включите компьютер и запустите презентацию для кандидатов), если встречаетесь офлайн;
Просмотрите резюме кандидата и выделите ключевые темы, которые нужно обязательно затронуть в ходе интервью именно с ним – например, они недостаточно полно раскрыты в резюме. У кого-то это детали биографии, а у кого-то – функционал на последнем месте работы.
Настройтесь на общение. Улыбнитесь зеркалу, выпейте чашку ароматного кофе, посмотрите картинки милых котят в интернете. Интервьюер – лицо компании, он должен быть в хорошем настроении и рад кандидату.
Правило 4. Равноправие и равнозначная ценность
Сложно соблюдать баланс в общении, когда кандидат – единственный со всех работных сайтов. Или когда кандидатов много и они идут сплошным потоком. Но все-таки в собеседовании равны и интервьюер, и интервьюриуемый – интересам и вопросам кандидата нужно уделять столько же времени, сколько и вашим, как и его комфорту. Действует правило и наоборот: как бы ни был ценен конкретный кандидат, если он не поддерживает ценность работодателя, вряд ли сотрудничество будет долгим и плодотворным.
Чтобы позаботиться о комфорте кандидата:
Организуйте достойную встречу, если интервью проходит офлайн: кандидат должен видеть, что его ждут;
Подготовьте материалы о компании, рабочем месте;
Начните разговор с потребностей и ожиданий кандидата, с его вопросов;
Будьте искренни.
Правило 5. Коммуникация не заканчивается после интервью
И это правило не только про обратную связь, хотя лишний раз о ней напомнить… на самом деле не лишний раз:
Поблагодарите кандидата за интервью через мессенджер и еще раз подтвердите договоренности;
Обязательно дайте кандидату обратную связь!
Поддерживайте контакт с кандидатом даже если он получил отказ. Поздравьте с праздником, отправьте полезные материалы по поиску работы или ссылки на вакансии партнеров, о которых вам известно;
Спрашивайте рекомендации на ваши вакансии – возможно, кто-то из родных и близких этого специалиста окажется идеальным кандидатом.
Сделать интервью успешным не так уж и сложно. А современные сервисы помогают работодателям в решении этой задачи. Наш инструмент «Эффективное интервью» апробирован опытными рекрутерами и сегодня доступен всем, кто хочет делать правильный выбор в поиске специалистов. Проводите собеседования с удовольствием и результатом!
Дмитрий Яровой
Больше полезных материалов читайте в выпуске журнала HR-мудрость "ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ"
HR-мудрость - онлайн журнал по управлению персоналом, полезные статьи, аналитика рынка труда, обзоры современных методов подбора персонала для HR-специалистов.
Сетевое издание «HR-мудрость»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-76855 от 09.11.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на Сетевое издание «HR-мудрость» обязательна